14:13 Конспект ООД по познавательному развитию ( опытно - исследовательская деятельность). Беседа «Быт кубанских казаков». | |
Разработала воспитатель Кузнецова Л. В. Цель: Развивать познавательный интерес к истории своего народа. Программные задачи: Продолжать знакомить воспитанников с жизнью и бытом Кубанского казачества. Развивать познавательный интерес к истории своего народа. Предварительная работа: рассматривание старых фотографий, посещение музея ст.Ленинградской, подборка фотографий, мультимедийное сопровождение. Материалы: Аудио запись песен Кубанского Казачьего хора, макет и фотографии быта казаков, макет печи, тесто соленое, дощечки, скалки, куклы казака и казачки.
Ход занятия: Мотивированный момент: Звучит гимн Кубани «Ой, Кубань - ты наша Родина», воспитатель в кубанском костюме входит с детьми. -Правильно. А теперь послушайте отрывок из стихотворения о Кубани. (музыка) Ты был на Кубани? А ты побывай. Отличные люди, Прославленный край! Покажут, как землю Ворочают плугом Как хлеб убирают, Как стол накрывают, Как в горнице гостя У нас угощают. Кубанцы на зависть Умеют трудиться. Люблю тебя, край мой, Простор краснодарский, И труд хлебороба, И песни, и пляски. -Среди просторов нашей большой страны есть край, где ты живешь, где твой родной дом, твоя земля родная. Это и есть наша Кубань. И где бы ты ни был, куда бы ты ни ездил, всегда будешь вспоминать свою родную Кубань. Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в прошлое. Мы попадем в хату наших дальних-дальних предков, хату, в которой живет старинная казачья семья.(изображение на картине, фото, макет подворья) -А что такое хата? (ответы детей) -В казачьих семьях глава семьи казак. А чем он занимался? (добывал пищу для семьи, работает в поле, защищает границу от врагов) (фото казака) -Ребята, давайте вспомним пословицы про казака: Казак без коня,что солдат без ружья. -Молодцы, ребята, вы хорошо запомнили пословицы про казаков. -А как называли жену казака? (Казачка) (фото казачки) -А сейчас, ребята, вам задание, одеть в костюмы казака и казачку (вырезные куклы с набором вырезной бумажной одежды, современной и казачьей) -Чем она занималась дома? (Ходила к колодцу - принести воды на коромысле, гладила белье, готовила еду, пекла хлеб) (картинки труда казачек) -Казачка очень любила приготовить вкусную еду для своего мужа. А в чем готовили еду? (Изображение на картинке.) -В чугуне, он тяжелый, чугунный и каша в нем вкусная. -Чтобы испечь пироги, нужно замесить тесто. Как называется посуда, в которой замешивают тесто? (Макитра-это горшочек из глины) (фото) -вот тесто замешано, и сейчас мы с вами будем лепить пироги(лепка из соленого теста) Ну, налепили и отправляем в русскую печь (макет печи, фотографии) Ребята, самое главное в казачьей хате - это печь. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки и тепло и уютно. А знаете ли вы, что русская печь существует около четырёх тысяч лет? Русская печь отапливала жильё, в ней готовили пищу, выпекали хлеб, варили квас, сушили продукты и одежду. А летом печь на дворе стояла, чтобы в хате жару не было. Приготовленные в русской печке кушанья отличаются особым вкусом и ароматом. Раньше говорили: «Всё, что в печи,- на стол мечи». «Печь нам – мать родная», «У печи всё красное лето». Хлебом не корми, только с печи не гони. Зимой в мороз даже кур под печкой держали. -Ребята, я загадаю загадки, а вы подумайте, про что они. «Шуба в избе, Рукав на улице». * * * «Стоит изба из кирпича, То холодна, то горяча.» ***
Игра «Тесто» (под русскую народную мелодию) Правила игры: дети стоят парами по кругу, сцепленные руки подняты вверх. Водящая пара под музыку пробегает в любые «ворота». Игру продолжает эта пара и так до тех пор, пока не закончится музыка. С окончанием музыки ведущий говорит: «Готово тесто!». Пара, оставшаяся в середине круга, пляшет, затем игра продолжается. -Ребята, садитесь продолжим путешествие.
-Ну, а чаем поили гостей из…….(самовара). (фото, картинки) - Правильно. Дети имитируют движения. -нести коромысло -хлеб класть в печь -месить -класть яблоки в корзину -гладить -прясть Молодцы, дети. Мы продолжаем наше путешествие. -А еще казачки очень любили украшать свою одежду вышивкой и кружевом. Какие предметы в хате были украшены вышивкой? (Полотенца, занавесочки, подушки, скатерти, рушник) (фото, картинки) -Какие вы молодцы! Вы теперь так много знаете о быте и традициях Кубани. Как много новых слов теперь вы знаете. Давайте их вспомним. Я буду вам описывать предмет, а вы должны будете назвать мне его. -Дом, в котором жили наши предки (хата) -Это глиняный предмет, в котором молоко долго не прокисает (глэчик) -С помощью этих двух деревянных предметов одежда казаков всегда была выглажена (рубель и каталка) -В чем замешивали тесто? (в макитре) -Воду приносили из ….(колодца) -Вкусный чай пили из …..(самовара) -В этом предмете готовили вкусную кашу и он был очень тяжелый? (чугун) -А с помощью этого предмета и хлеба встречают гостей. (рушник) -Какой запах в хате, наверное уже и пирожки поспели наши (достает из печи пирожки) Рефлексия: -Молодцы, ребята! Теперь я знаю, что наши предки гордились бы вами. Наше занятие подошло к концу. | |
|
Всего комментариев: 0 | |