Особенности проведения
артикуляционной гимнастики.
Звуки речи образуются в результате сложного
комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной
кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть
произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как
изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и
дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом,
произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.
Уже с младенческих дней ребенок проделывает
массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами,
челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет).
Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют
роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и
дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и
подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой
многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических.
Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань,
трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о
специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения
многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной
клетки.
Артикуляционная гимнастика является основой
формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения
любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки
подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений
губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех
звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка
полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного
аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Рекомендации по проведению упражнений
артикуляционной гимнастики 1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно
ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять
упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3
упражнений за раз. 2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
3. Статические упражнения выполняются по 10-15
секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
4. При отборе упражнений для артикуляционной
гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых
упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым
может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления.
Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует
вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его
закрепления можно придумать новые игровые приемы.
6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя,
так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и
ноги находятся в спокойном положении.
7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого,
а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения
упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной
гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может
воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый
должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для
губ.
Организация проведения артикуляционной гимнастики
1. Взрослый рассказывает о предстоящем
упражнении, используя игровые приемы.
2. Взрослый показывает выполнение упражнения.
3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует
выполнение.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику,
должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения,
плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.
Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись
симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае
артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
4. Если у ребенка не получается какое-то
движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым
пальцем).
5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное
положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем,
шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению
упражнений творчески.
Сначала при выполнении детьми упражнений
наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата.
Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с
тем координированными.
Система упражнений по развитию артикуляционной
моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения,
направленные на развитие динамической координации речевых движений.
Прежде, чем приступить к выполнению упражнений,
обязательно прочтите рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики. |