13:11 Консультация «Роль классической музыки в привитии дошкольнику хорошего музыкального вкуса» | |
Цель: Доказать родителям необходимость совместного с воспитанниками прослушивания записи классической музыки дома и посещение концертов, как средства музыкального и общего развития дошкольников. Музыка помогает человеку стать духовно богаче. Она развивает эмоции, мышление, восприимчивость к красоте. Незаменимое воздействие музыки на человека люди почувствовали и осознали с древних времён. Наукой доказано, что воспитанник эмоционально реагирует на интонационную природу. В каждую историческую эпоху в музыке отражался определённый круг образов, интонаций, принятых народом. Наиболее ценные в художественном отношении произведения выдерживают испытанные временем, отбираются человечеством и доходят до потомков. «Музыка-однодневка» существовала всегда. Её развлекательное предназначение не оспаривается, она имеет право на существование. Но воспитать в человеке основы общей и музыкальной культуры, развить способности можно только на признанных человечеством художественных эталонах, которыми являются произведения Народной и музыки и классическое наследие композиторов всех эпох и стилей. Слушание музыки - один наиболее развивающийся и тоже время сложный для воспитанников вид музыкальной деятельности. В процессе слушания воспитанники приобретают самый большой, в сравнении с другими её видами, объём музыкальных впечатлений, учатся слушать и слышать музыку, переживать и анализировать её; у них развивается музыкальное восприятие – мышление – универсальная музыкальная способность, необходимая для музицирования. Выдающиеся отечественные музыканты – просветители, ведущие теоретики музыкального воспитания считали слушание музыки основой системы музыкального воспитания; подчёркивали необходимость всеобщего обучения воспитанников слушанию музыки и педагогического руководства этой деятельностью. О важности формирования у дошкольников музыкальной восприимчивости и значении высокой художественности предлагаемого репертуара говорили Д. Кабалевский, В. Шацкая, Н. Ветлугина и многие другие деятели музыкального воспитания. Поднятая проблема по – прежнему актуальна. Её решение требует обновление музыкального репертуара, разработки новых педагогических методов развития у дошкольников музыкального восприятия – мышления. У воспитанника в процессе развития музыкального восприятия изменяется интерпретация музыки – от бедных, единичных, сугубо конкретных её характеристик в младшем дошкольном возрасте к ярким, развёрнутым, богатым – в старшем. Один из факторов, качественно обогащающих интерпретацию музыки и музыкальное восприятие в целом, - ориентация воспитанника на мелодию и интонацию. Хотя в обычных условиях Н О Д (музыкальной) интонационно-мелодические интонации музыкального восприятия возникают только на пятом году жизни, и не у всех воспитанников. В целом восприятие музыки представляет для дошкольников большую трудность. Связано это, с одной стороны, со спецификой музыкально – художественного образа, с другой – с возрастными особенностями воспитанника. Дошкольнику с его преимущественно наглядно – образным мышлением, непроизвольным по характеру и малым по объёму запоминанием, неустойчивым вниманием, трудно воспринять и понять абстрактный по своей сути и развивающийся во времени музыкальный образ. Вот почему воспитаннику нужно помочь войти в мир музыки, помочь её услышать и понять. Весьма продуктивно в этом плане взаимодействие различных видов искусств, когда воспитанник, воспринимая музыкальное произведение, как бы «опирается» на более доступные для него изобразительное искусство и художественную литературу. Визуальные образы, в силу своей наглядности, живое слово (поэзия, проза). Благодаря относительной конкретности и точности, могут помочь воспитаннику «дешифровать» музыкально – художественный образ. Для слушания музыки, на мой взгляд, необходим специальный репертуар, адекватные возрасту воспитанников методы работы, различные формы музыкальной и художественной деятельности. Музыкальное движение, игра в оркестре, пение, дирижирование способствуют более глубокому постижению музыкального произведения, его запоминанию. Произведения изобразительного искусства и художественной литературы, более доступные воспитаннику, чем музыка помогают ему в ходе музыкальных Н О Д «дешифровать» музыкальный образ, создают определённое настроение. Воспитанник четвёртого года жизни способен эмоционально откликаться на музыку, воспринимать её общий характер, настроение, определить элементарную жанровую принадлежность произведения, услышать тембровые, динамические, а иногда и ритмические особенности. При определении общего характера музыки малыш ориентируется не на весь комплекс выразительных средств, а на какое – либо одно, чаще всего темп, реже – тембр или динамику. На пятом году жизни воспитанники могут слышать большее количество средств выразительности – сначала два – (чаще темп и тембр или темп и динамику), а затем три и более. Самые музыкальные начинают ориентироваться на мелодию и интонацию, что свидетельствует о значительном качественном скачке в развитии музыкального восприятии. Эти дошкольники более адекватно воспринимают музыку, более развёрнуто её интерпретируют. В соответствии с возрастными особенностями подбирается и репертуар. Это могут быть как небольшие, интонационно яркие программные пьесы – им отдаётся предпочтение: «Кукушка» Л. Дакен «Куры и петухи» К. Сен – Санс «Маленький ослик» Ж. Ибер «Кузнечик» С. Слонимский И достаточно сложные произведения – «золотой фонд мировой культуры»: «Весна», «Осень» А. Вивальди «Весенняя», Маленькая ночная серенада» В. Моцарт «Вальс снежных хлопьев», «Подснежник» П. Чайковский «Полька», «Вальс – шутка», Д. Шостакович Во время слушания сложной музыки ориетируемся на то, что это просто красивая музыка. В старшем дошкольном возрасте, используя накопленный опыт, можно предложить для слушания: «Вальс цветов», П. Чайковский «На прекрасном голубом Дунае», И. Штраус «Мелодия» К. Глюк «Каприс» Н. Паганнини «Музыкальная шкатулка», В. Моцарт «Маленькое рондо», С. Слонимский «Картинки с выставки», М. Мусоргский «Пер Гюнт», Э. Григ Чтобы воспитанники запоминали музыку, чтобы у них появились любимые произведения, нужно возвращаться к прослушанным пьесам. Таким образом, слушая с дошкольниками шедевры музыкальной культуры, развивается интерес, любовь к этой музыке, расширяется музыкальный кругозор, повышается музыкальная восприимчивость воспитанников, появляются задатки музыкального вкуса. Поэтому помимо слушания музыки дома, необходимо по возможности посещать с дошкольниками культурные мероприятия, концерты классической музыки. | |
|
Всего комментариев: 0 | |