Суббота, 04.05.2024, 09:50
Приветствую Вас, Гость

13:11
Консультация «Роль классической музыки в привитии дошкольнику хорошего музыкального вкуса»

 Цель: Доказать родителям необходимость совместного с воспитанниками  прослушивания записи  классической музыки дома и посещение концертов, как средства музыкального и общего  развития дошкольников.

 

Музыка помогает человеку стать духовно богаче. Она развивает эмоции, мышление, восприимчивость к красоте. Незаменимое воздействие музыки на человека люди почувствовали и осознали с древних времён.

Наукой доказано, что воспитанник эмоционально реагирует на интонационную природу. В каждую историческую эпоху в музыке отражался определённый круг образов, интонаций, принятых народом. Наиболее ценные в художественном отношении произведения выдерживают испытанные временем, отбираются человечеством и доходят до потомков. «Музыка-однодневка» существовала всегда. Её развлекательное предназначение не оспаривается, она  имеет право на существование. Но воспитать в человеке основы общей и музыкальной культуры, развить способности можно только на признанных человечеством художественных эталонах, которыми являются  произведения

Народной и музыки и классическое наследие композиторов всех эпох и стилей.

Слушание  музыки - один   наиболее   развивающийся  и тоже время сложный для воспитанников  вид  музыкальной деятельности. В процессе слушания воспитанники приобретают самый большой, в сравнении с другими её видами, объём музыкальных впечатлений, учатся слушать и слышать музыку, переживать и анализировать её; у них развивается музыкальное восприятие – мышление – универсальная музыкальная способность, необходимая для музицирования.  Выдающиеся отечественные музыканты – просветители, ведущие теоретики музыкального воспитания считали слушание музыки основой системы музыкального воспитания; подчёркивали необходимость всеобщего обучения воспитанников слушанию музыки и педагогического руководства этой деятельностью.

О важности формирования у дошкольников музыкальной восприимчивости и значении высокой художественности предлагаемого репертуара говорили Д. Кабалевский, В. Шацкая, Н. Ветлугина и многие другие деятели музыкального воспитания. Поднятая проблема по – прежнему  актуальна. Её решение требует обновление музыкального репертуара, разработки новых педагогических методов развития у дошкольников музыкального восприятия – мышления.

У воспитанника в процессе развития музыкального восприятия изменяется интерпретация музыки – от бедных, единичных, сугубо конкретных её характеристик в  младшем дошкольном возрасте к ярким, развёрнутым, богатым – в  старшем. Один из факторов, качественно обогащающих интерпретацию музыки и музыкальное  восприятие в целом, - ориентация воспитанника на мелодию и интонацию. Хотя в обычных условиях Н О Д (музыкальной) интонационно-мелодические интонации музыкального восприятия возникают только на пятом году жизни, и не у всех воспитанников.

В целом восприятие музыки представляет для дошкольников большую трудность. Связано это, с одной стороны, со спецификой музыкально – художественного образа, с другой – с возрастными особенностями воспитанника. Дошкольнику с его преимущественно наглядно – образным мышлением, непроизвольным по характеру и малым по объёму запоминанием, неустойчивым вниманием, трудно воспринять и понять абстрактный  по своей сути и развивающийся во времени музыкальный образ. Вот почему воспитаннику нужно помочь войти в мир музыки, помочь её услышать и понять. Весьма продуктивно в этом плане взаимодействие различных видов искусств, когда воспитанник,  воспринимая  музыкальное произведение, как бы «опирается» на более доступные  для него изобразительное искусство и художественную литературу. Визуальные образы, в силу своей наглядности, живое слово (поэзия, проза).  Благодаря относительной конкретности и точности, могут помочь воспитаннику «дешифровать» музыкально – художественный образ.

Для слушания музыки, на мой взгляд, необходим специальный репертуар, адекватные возрасту воспитанников методы работы, различные формы музыкальной  и художественной деятельности. Музыкальное движение, игра в оркестре, пение, дирижирование   способствуют более глубокому постижению музыкального произведения, его запоминанию.

Произведения изобразительного искусства и художественной литературы, более доступные воспитаннику, чем музыка помогают ему в ходе музыкальных Н О Д «дешифровать» музыкальный образ, создают определённое настроение.

Воспитанник четвёртого года жизни способен эмоционально откликаться на музыку, воспринимать её общий характер, настроение, определить элементарную жанровую принадлежность произведения, услышать тембровые, динамические, а иногда и ритмические особенности. При определении общего характера музыки малыш ориентируется не на весь комплекс выразительных средств, а на какое – либо одно, чаще всего темп, реже – тембр или динамику. На пятом году жизни воспитанники могут слышать большее количество средств выразительности – сначала два – (чаще темп и тембр или темп и динамику),  а затем три и более. Самые  музыкальные начинают ориентироваться на мелодию и интонацию, что свидетельствует о значительном качественном скачке  в развитии музыкального восприятии. Эти дошкольники более адекватно воспринимают музыку, более развёрнуто её интерпретируют.  В соответствии с возрастными особенностями подбирается и репертуар. Это могут быть как небольшие, интонационно яркие программные пьесы – им отдаётся предпочтение:

«Кукушка» Л. Дакен

«Куры и петухи»  К. Сен – Санс

«Маленький ослик»   Ж. Ибер

«Кузнечик»  С. Слонимский

И достаточно сложные произведения – «золотой фонд мировой культуры»:

«Весна», «Осень» А. Вивальди

«Весенняя», Маленькая ночная серенада» В. Моцарт

«Вальс снежных хлопьев», «Подснежник»  П. Чайковский

«Полька», «Вальс – шутка», Д. Шостакович

Во время слушания сложной музыки  ориетируемся на то, что это просто красивая музыка.

В старшем дошкольном возрасте, используя накопленный опыт, можно предложить для слушания:

«Вальс цветов», П. Чайковский

«На прекрасном голубом Дунае», И. Штраус

«Мелодия» К. Глюк

«Каприс»  Н. Паганнини

«Музыкальная шкатулка», В. Моцарт

«Маленькое рондо», С. Слонимский

«Картинки с выставки», М. Мусоргский

«Пер Гюнт», Э. Григ

Чтобы воспитанники  запоминали музыку, чтобы у них появились любимые произведения, нужно возвращаться к прослушанным пьесам.

Таким образом, слушая с дошкольниками шедевры музыкальной культуры, развивается интерес, любовь к этой музыке, расширяется музыкальный кругозор, повышается музыкальная восприимчивость воспитанников, появляются задатки музыкального вкуса.

Поэтому помимо слушания музыки дома, необходимо по возможности посещать с дошкольниками культурные мероприятия, концерты классической музыки.

Просмотров: 988 | Добавил: Леля | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0