Вторник, 23.04.2024, 14:44
Приветствую Вас, Гость

13:22
История и сегодняшний день краевой организации Профсоюза

175952 члена Профсоюза, 3111 первичных профорганизаций, одна из крупнейших в Общероссийском Профсоюзе, самая многочисленная в крае. Такой является Краснодарская краевая организация Профсоюза работников народного образования и науки РФ по состоянию на 01.01.2013 г.

А началось все 115 лет назад, в 1898 году - в Екатеринодаре образовано Общество вспомоществования учащим и учившим в начальных учи­лищах Кубанской области и Черноморской губернии, объ­единившее учительство для решения своих насущных проблем.

         История Профсоюза неотделима от истории государства. По прошествии ста пятнадцати лет невольно возвращаешься назад, анализируешь этапы становления Профсоюза, изменения его роли и задач:

     -  20-е годы – организация работы по улучшению материально­го и правового положения учителей, защиты школ, ст­радающих от гражданской войны;

    -  30-е годы – становление из узко учи­тельского Союза в Союз для всех работни­ков образования;

     - 40-е годы – помощь фронту, воссоздание  пер­вичных профорганизаций, оказание помо­щи семьям фронтовиков, инвалидов войны, работа с детьми, восстанов­ление пионерских лагерей;

     -  50-90 годы – приоритеты: производственная работа, организация соцсоревнова­ния, укрепление трудовой дисциплины, конт­роль за выполнением личных творческих планов работников, моральный облик педагога. Наряду с традиционными формами работы внедрялось всекубанское движение «За вы­сокую культуру труда, бы­та и человеческих отношений», наставничество.

    - начиная с 90-х годов - на первое место выдвинулись эконо­мические проблемы;

     - сегодня представительство и защита социально-трудовых прав и интересов членов Профсоюза являются основной уставной задачей профорганизаций всех уровней.

                За всеми событиями, происходящими на протяжении прошедших лет, стоят люди – члены Профсоюза, профсоюзные активисты, профсоюзные работники.

Нужды народного учителя в конце 19 столетия были самые разные. «И материальная бедность его гнетет, и правовое положение жалкое, и уровень умственного багажа заставляет желать многого… И много, много недостает народному учителю, чтобы жить прямо, не сгибая спины, чтобы назваться свободным полноправным гражданином своего отечества», - так современники характеризовали  положение учителя того периода.

Прогрессивная часть учительства понимала, что изменить положение можно только объединившись; ожидание «милости» бессмысленно, одному «полноты человеческой жизни, человеческого счастья» не достичь, необходимо «объединяться и общими силами преодолевать препятствия», считали они.

По сведениям Государственного архива Краснодарского края в 1898 году в Екатеринодаре было образовано Общество вспомоществования учащим и учившим в начальных училищах Кубанской области и Черноморской губернии. Этот год стал годом рождения организации, объединившей учительство.

Первым председателем Общества был избран Степан Фомич Мельников – Разведенков, директор Кубанской Учительской Семинарии. Товарищем председателя – Мария Григорьевна Жилинская, заведующая Екатеринодарским женским училищем.

Своими задачами Общество считало заботу о материальном положении его членов, создание судо-сберегательной кассы, устройство обучения детей членов Общества, помощь в лечении.

В дошедшем до нас отчете о деятельности Общества за 1901 год отмечено, что проведена работа по решению двух основных вопросов – «устройство общежития для детей членов Общества в г. Екатеринодаре, как в пункте, в котором сосредоточено большинство учебных заведений разного типа», и приобретение участков земли под постройку санаториев в Горячем Ключе, Анапе, Теберде, «… где больные учителя, члены Общества, и их семьи, за весьма умеренную плату, а некоторые и совершенно бесплатно, будут иметь возможность лечиться, пользуясь помимо помещения и столом».

Большое внимание уделялось выдаче учителям единовременных пособий и ссуд. Для пополнения кассы Общества использовались не только членские взносы, но и средства, полученные путем переговоров от городских Управ, филантропические, целевые взносы на конкретные дела, например, устройство интернатов, санаториев.

Правление Общества волновало полное незнание учителями и  работниками своих прав, «беспомощность в разрешении вопросов, предъявляемых жизнью». Поэтому для них проводились семинары, а для сельских учителей был приобретен изданный коллегами из Самарского Общества «весьма полезный Справочный Указатель с нужными для народного учителя сведениями».

В целях усиления внимания к экономическому положению учителя членами Общества проводилась работа по обеспечению приезжающих в Екатеринодар учителей дешевыми квартирами; развитию библиотеки Общества и  пополнению её литературой, которой не было в массовых библиотеках. У Общества имелся свой зал для собраний, лекций, курсов,  помещение для похоронной и судо-сберегательной касс; планировалось строительство приютов для престарелых учителей и детей-сирот, родители которых были учителями.

Важное место в работе отводилось проведению среди членов Общества и их семей «культурных мероприятий с чтениями новейших книг, музицированием, устройством спектаклей, совершенствованием во владении иностранными языками», комплектованию созданной библиотеки.

Общество, реализуя стоящие перед ним задачи, осознавало важность укрепления, роста числа членов, входящих в него, усиления своего влияния на экономическое положение «начального учителя». В 1901 году членами общества были 459 человек.

Руководило Обществом Правление, члены Общества проводили заседания не реже одного раза в год, Правление ежегодно отчитывалось  о своей работе и переизбиралось.

Информация о деятельности Общества периодически публиковалась в прессе. В 1912 году «Кубанские областные ведомости» отмечали положительные результаты его работы - успешное строительство санаториев, учительского дома, финансовую поддержку членов Общества, выдачу именных стипендий учащимся, проведение благотворительных мероприятий.

В 1918 году установилась власть Кубанского краевого правительства,  образован Кубанский Областной Учительский Союз. Председателем президиума Союза являлся Николай Андреевич Ждан-Пушкин. Канцелярия  союза находилась на улице Посполитакинской, 73 (угол Гимназической).

В 1918 г., 14-17 февраля 1919 года состоялись съезды Кубанского  областного учительского союза. 2-4 января 1919 года в г. Екатеринодаре проходила конференция делегатов Кубанского областного учительского  союза, в которой участвовало 24 делегата от организаций Союза пятнадцати станиц и двух городов, Екатеринодара и Армавира.

Активная деятельность учительского союза проявлялась в вопросах переустройства школы, улучшения материального и правового положения учителей, принятия экстренных мер защиты школы и учителя, страдающих от гражданской войны, введения новых ставок оплаты труда и пенсий учителям, обеспечения осиротевших семей членов Общества и учителей – инвалидов.

Разрабатывалась идея создания в Екатеринодаре «Дома просвещения и искусств». Много внимания уделялось организационной работе - вовлечению в Общество новых членов, восстановлению распавшихся организаций, созданию фондов - «Нуждающихся», «Пострадавших от гражданской войны», «Дома учителя».

В марте 1920 года на Кубани установлена Советская власть и образована Кубано-Черноморская область. Возобновившие свою работу и вновь создаваемые отраслевые профсоюзы объединились в Совпроф, в состав которого входил Кубано-Черноморский областной отдел Всероссийского Союза работников просвещения (Союз Рабпрос), объединявший  до июля 1921 года работников просвещения и социалистической культуры. По состоянию на февраль 1921 года только в г. Екатеринодаре числилось 142 первичные профсоюзные организации Союза, объединявшие 2350 человек. Правление Союза Рабпрос  находилось по адресу: 1-й Дом Союзов (Дворец труда); председателем правления был избран учитель К.Н. Корнилов. Правление имело аппарат из 10 сотрудников.

Основными вопросами, которые решались в этот период, были вопросы обеспечения учителей дровами, тарифной оплаты труда по ставкам, утвержденным Союзом, охраны труда, защиты интересов педагогов в органах управления и власти, культурно-массовая работа.

При Правлении действовали различные фонды: последних (похоронных) услуг,  помощи безработным, социальный, медицинский, курортный.

20 января 1923 года состоялся областной съезд Союза Рабпрос. Председателем президиума Союза был избран Георгиади.*

Среди направлений деятельности президиума того времени – вопросы создания материальной базы школ, их отопления, комплектования библиотек, привлечения членов Союза к выступлению с докладами, сообщениями о работе Союза, военно-политическая работа.

*- других данных в архивных документах нет

 

Одним из центральных был вопрос  «материальной» защиты учителя. В одном из документов Союза указано: «отмечается низкая зарплата, не дающая возможности прожить и выжить. А работают по 10 часов в сутки. Учителя вынуждены работать на стороне, а это убийственно и для них, и для будущего Республики».

Президиум принимал меры по восстановлению учителей на работе, обеспечению их жильем, топливом, решению вопросов о снятии с работы «зарвавшихся директоров и руководителей».

Началась работа по заключению договоров профсоюзных ячеек с исполкомами на местах и, в первую очередь, по вопросам оплаты труда.

Постоянно проводилась работа по укреплению всех уровней союзных организаций.

В 1924 году профсоюз учителей получил новое название – Кубанское окружное отделение Северо-Кавказского краевого отдела профессионального союза работников просвещения СССР. Председателем Правления был избран Дедущик, а в конце 1928 года – Алымов. Неоднократно исполняли обязанности председателя члены Правления Донченко и Тищенко.

Кубань, как и вся страна, переживала сложное время «… школы совершенно не отапливаются…, находятся в антисанитарных условиях, плохое питание (учителя выпрашивают по дворам в кредит продукты питания)… Учителю не в чем ходить в школу. Нет обуви… Дети, а также и родители, раздеты и голодные».

Поэтому Правлению приходилось уделять постоянное внимание вопросам оплаты труда и погашения долгов по ней, контролю за заключением и выполнением краевого и местных тарифных договоров и соглашений, оказания материальной помощи членам Союза, работы касс взаимопомощи, охраны труда, особенно выдачи спецодежды, отопления школ и учительского жилья. Кроме того, решались вопросы оздоровления, организации экскурсий по краю, в гг. Москву и Ленинград, оказания финансовой поддержки Домам учителя, организации работы различных фондов.

Для лечения и отдыха членов Союза и их детей в ноябре с 1926 года Правлением Союза принимается решение о покупке в г. Геленджике дачи, на что было выделено 10 тыс. рублей. В 1927 году при  поддержке крайисполкома и отдела народного образования на базе этой дачи организуется учительский Дом отдыха, путевки в который для членов Союза были льготными.

Требовала совершенствования структура организации, на заседаниях Правления заслушивались отчеты председателей окружных, районных организаций о выполнении решений руководящих органов Союза и наказов рядовых его членов. В целях повышения уровня финансовой работы вводились сметы, отчеты по их исполнению. Зарплата профработников и доплаты профактивистам были дифференцированы в зависимости от численности членов Союза и количества профсоюзных ячеек.

В октябре 1928 года принимается постановление о 30-летии Кубанского Общества вспомоществования учительству. На организационном заседании Правления Союза Рабпрос 18 ноября 1928 года был избран новый состав, председателем Правления стал А.М. Пузанков, секретарем – К.И. Байко.

В число приоритетных выдвигается работа по контролю за соблюдением трудового законодательства. Проверялись размеры и сроки выплат заработной платы по госставкам и коллективным договорам,  коммунальных средств, отпускных. Направлялись иски в суды, обращения в прокуратуру по задержкам зарплаты, восстановлениям на работе. Проводилась работа по комплектации школ учителями и закреплению кадров.

Обеспечивалось участие представителей профсоюза в комиссиях исполнительных органов, общественных организаций, в приемные комиссии высших и средних специальных учебных заведений. Организовывалась реализация Займов Индустриализации, шефская помощь воинским частям, работа с детьми членов профсоюза в период каникул на детских площадках при школах и детских домах, где есть пищеблоки.

Появилась практика наложения взысканий профработникам и профактивистам за плохую работу. Серьезное внимание уделялось развертыванию критики и самокритики. Усилен контроль за своевременностью и полнотой сбора членских взносов. Все они, как и в предыдущие годы существования Общества, а затем Союза, переводились на счет Кубправления Союза Рабпрос.

В целях укрепления финансового положения окружного отдела Союза Правление вело производственно-коммерческую деятельность. Функционировали пошивочная и переплетная мастерские, которые, прежде всего и по более низким ценам, обслуживали членов Союза.

Документы союза Рабпрос за 1930-1942 годы в крайгосархиве не сохранились, были утрачены в годы войны. Только по отдельным уцелевшим документам, фотодокументам, воспоминаниям участников событий, оставшихся в живых, известно, что 20-26 октября 1937 года в г. Краснодаре состоялась 1-я Краснодарская краевая конференция Союза работников начальной и средней школы. Председателем крайкома профсоюза был избран Федоров.

В предвоенные годы Правление Союза продолжало работу по экономической и правовой защите своих членов, много внимания уделяло контролю за введенными льготами для работников школ и, в первую очередь, учителей, расширяло культурно-воспитательную деятельность.

С участием Союза укрепилась материальная база учебных заведений, подсобных хозяйств, Дома отдыха и домов учителей, проводилось политпросвещение среди школьных работников, внедрялись новые учебно-воспитательные программы и принципы обучения, организовывался всеобуч.

Постоянное внимание оказывалось материальному положению учительства.

Заключались договоры с исполкомами, на селе – с набиравшими силу колхозами и совхозами. По свидетельству современников экономическое положение сельского учителя было «предпочтительнее» работавшего в городе.

В начале Великой Отечественной войны крайком, профсоюзные ячейки прилагали много усилий для поддержки фронта: проводился сбор средств, подарков и посылок, организовывалась подписка на займы, учителя вместе с учащимися работали на полях, фабриках, заводах, сооружении оборонительных рубежей. Активно велась политико-просветительская работа, читались лекции, доклады, давались концерты художественной самодеятельности.

За время оккупации в городах, районах, станицах не сохранились прежние выборные профорганы, вся документация и имущество крайкома профсоюза и его организаций были уничтожены. Помещение крайкома полуразрушено.

По мере освобождения края от фашистских захватчиков профорганы и первичные организации Профсоюза возобновляли свою работу. Уже с 1 апреля 1943 года восстановил работу крайком профсоюза, хотя в его составе осталось всего два человека. В связи с этим ЦК Профсоюза в августе 1943 года было создано Оргбюро ЦК Союза Юга. Его представителем стала К.П. Смирнова.

Оргбюро начало работу с восстановления профорганизаций и регистрации членов Союза. По 42 городам и районам края были созданы оргбюро. В течение 1943 года было перерегистрировано 10485 членов Союза, 573 человека – вновь приняты. За 1944 год численность организации увеличилась на 5313 человек, охват работающих и студентов профчленством достиг 92%.

Основными задачами организаций Профсоюза стало восстановление разрушенной немецкими оккупантами сети школьных зданий и детских садов, комплектация учреждений кадрами, приобретение оборудования, создание школьных библиотек, развертывание среди населения агитационно-массовой и культурно-просветительской работы, повышение уровня организационно-массовой деятельности первичных профорганизаций.

Летом и осенью 1943 года более чем 3 тысячами учителей и учащихся отработано в среднем по 54 трудодня в колхозах и совхозах. А в 1944 году многие отработали до 100 трудодней. На фронт отправлялись продукты, теплые вещи, подарки. Члены Союза собрали и направили деньги на самолетостроение, танкостроение. Большая работа проводилась в госпиталях.

За год после освобождения края было восстановлено 633 школы, 4 института, 206 библиотек, 125 детсадов, 6 Домов учителей.

Много внимания уделялось развитию художественной самодеятельности, физкультуры, спорта. В 1944 году создано ДСО «Учитель».

На 1 января 1945 года в Краснодарскую краевую организацию профсоюза входили: Адыгейский обком, 78 горкомов и райкомов, 695 месткомов, 2 месткома спецшкол, профком пединститута, 2 профкома учительского института, 8 профкомов педучилищ, профком института усовершенствования учителей, объединивших 21285 членов Союза, 98% от общего числа работающих.

В первом квартале 1945 года в краевой организации состоялись отчеты и выборы, в ходе которых в члены профсоюза было принято 3797 человек.

7-8 апреля 1945 года состоялась 3-я краевая конференция учительского профсоюза, в которой участвовало 104 делегата. В ее резолюции отмечалось, что полностью восстановлена сеть профорганизаций, почти все работники школ и студенты вовлечены в профсоюз, повсеместно оказана помощь органам власти в восстановлении образовательных учреждений, отлажен и успешно осуществляется учебный процесс. Ведется большая политико-массовая и культурно-просветительская работа. Возобновил работу краевой пионерский лагерь в г. Геленджике. Осуществлялось обслуживание жилищно-бытовых нужд членов Союза, прежде всего инвалидов Отечественной войны и семей фронтовиков. Оказывалась материальная помощь, на которую выделено 156 тысяч рублей. Более 15 тысяч членов Союза было охвачено огородничеством. Осуществлялся общественный контроль за работой торгующих организаций и столовых, обслуживающих учителей. Профорганизации постоянно занимались вопросами государственного социального страхования.

На организационном пленуме, завершившем работу конференции, председателем крайкома профсоюза была избрана Клавдия Петровна Смирнова, в 1947 году на пленуме крайкома профсоюза председателем был избран Федор Павлович Татаринов, а в 1948 году - Вера Васильевна Борисова, проработавшая в этой должности до 27 мая 1961 года.

Основным направлением деятельности краевой, районных, городских организаций было улучшение организационно-массовой и политико-воспитательной работы среди работников отрасли, вовлечение их в члены профсоюза. На 1 января 1948 года количество членов профсоюза в краевой организации увеличилось до 31132 человек.

Время диктовало новые приоритеты в деятельности профсоюза: производственно-массовая работа, включавшая в себя вопросы организации и оплаты труда, борьбы за укрепление трудовой дисциплины, работы производственных совещаний; политико-воспитательная и культурно-массовая работа; работа с детьми членов профсоюза; жилищно-бытовая, в частности, контроль за реализацией льгот и преимуществ, гарантированных учителям сельской местности и рабочих поселков; работой столовых и торгующих организаций; руководство вопросами государственного социального страхования.

Во внутрисоюзной работе на первое место выдвигались вопросы контроля за выполнением постановлений партийных и вышестоящих профорганов, своих решений, анализ представляемой в крайком отчетности районными комитетами и месткомами, проверка работы профорганов на местах, заслушивание их отчетов.

С 19 мая 1956 года краевая профсоюзная организация стала называться Краснодарской краевой организацией профсоюза работников просвещения, а с 4 декабря 1957 года – Краснодарской краевой организацией профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений.

14 января 1960 года впервые состоялась 1-я Краснодарская городская конференция профсоюза образования.

17 мая 1961 года на 4 пленуме крайкома профсоюза председателем крайкома была избрана Дарья Павловна Трайдук.

В январе-феврале 1963 года произошло разделение крайкома Профсоюза на промышленный и сельский. Председателем промышленного крайкома была избрана М.И.Громова, сельского – Д.П.Трайдук.

6 января 1965 года на совместном заседании пленумов сельского и промышленного крайкома Профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений было принято постановление об их объединении. Председателем была избрана Трайдук Д.П.

Основными формами работы, кроме ставших традиционными, в тот период являлись производственно-массовая деятельность, широкий показ и обмен опытом работы лучших педагогов, организация социалистического соревнования, повышение производственной квалификации педработников, привлечение их к политико-воспитальной работе не только с учащимися, но с населением, движение за получение каждым педагогом высшего образования, оказание практической помощи учителям-заочникам, молодым учителям.

Крайком, комитеты профсоюза на местах продолжили работу по присущим им направлениям, отдавая приоритеты влиянию на укрепление и развитие материальной базы образовательных учреждений, совершенствование учебно-воспитательной работы, осуществление восьмилетнего всеобуча, расширение среднего образования. Наряду с организацией соцсоревнования, принятием соцобязательств, проводились смотры подготовки школ к новому учебному году, совместно с отраслевыми профсоюзами разработались планы помощи школе, организовывалось шефство высших и средних учебных заведений над сельскими школами. Велась пропаганда передового опыта. Действовали производственные совещания, работали общественные комиссии по контролю за охраной труда, ими проводились смотры-конкурсы, проверки образовательных учреждений.

Последовательно велась пропаганда трудового законодательства, контролировалось ведение трудовых книжек, законность и правильность издания приказов.

Профсоюзные организации учреждений профессионального образования проводили работу по подготовке специалистов, укреплению студенческой дисциплины, развитию научной работы студентов и аспирантов. Организовывалось соревнование на лучшую группу, общежитие. Создались советы общежитий, контролировалась работа столовых и буфетов.

Учителя, преподаватели высших и средних специальных учебных заведений составляли костяк общества «Знание». Ежегодно проводились смотры художественной самодеятельности, фестивали, спартакиады, туристические слеты.

Совершенствовалась работа по вопросам социального страхования, оздоровления членов профсоюза и их детей. Крайкомом на базе школ-интернатов было организовано 5 самодеятельных баз отдыха с лечением. Функционировал пионерский лагерь «Рассвет» в г. Геленджике. Ежегодно санаторно-курортное лечение и отдых получали 60-70 тыс. человек.

В организационной работе большое внимание уделялось проверкам деятельности комитетов профсоюза на местах, заслушиванию их отчетов, развитию общественных начал. На 01.01.1972 г. в краевой организации насчитывалось 34398 профактивистов. Численность краевой организации увеличивалась. На 1 января 1972 года число членов профсоюза в краевой организации составило 82 тысячи человек (99,4 % от числа работников и студентов).

26 апреля 1972 года на пленуме крайкома профсоюза председателем комитета была избрана Анна Яковлевна Харченко, которая прошла школу комсомольской, партийной работы, более десяти лет была заместителем заведующего крайоно, где трудилась рядом с В.И. Федоровым, возглавлявшим отдел народного образования. А.Я.Харченко много сил отдала решению жизненных проблем в школах-интернатах для детей сирот, детских домов, спецшкол для детей.

Главным в работе крайкома, комитетов профсоюза, профкомов в семидесятые годы было решение производственных вопросов, усиление влияния на повышение инициативы и творческой активности педколлективов в развитии эффективных форм организации учебно-воспитательного, трудового процесса. Контролировались вопросы норм и оплаты труда, соблюдения трудового законодательства, охраны труда и техники безопасности, предоставления льгот по коммунальным услугам, медицинского обслуживания, оздоровления учителей, улучшения их жилищно-бытовых условий.

В трудовых коллективах внедрялось всекубанское движение «За высокую культуру труда, быта и человеческих отношений». Продолжало развиваться соцсоревнование, движение за коммунистическое отношение к труду. Ежегодно район или город Кубани становился победителем всероссийского соревнования. Внедрялось наставничество. С участием профорганов проводилось повышение квалификации учителей и преподавателей.

В восьмидесятые годы при активном участии краевой организации Профсоюза в связи с дополнительным введением ученических мест 94% сельских и 80% городских школ стали работать в одну смену; на пяти самодеятельных базах отдыха в школах-интернатах организовывалось лечение работников; решались вопросы обеспечения учителей  квартирами. Отмечался высокий уровень организации воспитательной работы в пионерском лагере «Рассвет».

В крае действовали 111 народных университетов педагогических знаний. Пропагандировались решения партии и правительства о школе, народном образовании. Дальнейшее развитие получили художественная самодеятельность, спорт, туризм. В организационных вопросах превалировал контроль за деятельностью профорганизаций по выполнению решений партии, правительства, вышестоящих профорганов, развитием общественных начал, подбором и обучением профкадров и актива.  Совершенствовался стиль и методы работы комитета, повышалась исполнительская дисциплина и персональная ответственность за порученное дело.

24 октября 1984 года на 10 пленуме крайкома председателем краевого комитета профсоюза была избрана Людмила Ивановна Цей.

Крайком Профсоюза, его президиум продолжали направлять свою деятельность на повышение уровня работы профорганизаций,  совместно с органами образования - на улучшение работы педколлективов по профориентации, трудовому обучению и воспитанию школьников, развитию социалистического соревнования, выявлению и внедрению педагогических инноваций.

Осуществлялся контроль за начислением заработной платы, стипендий студентам, тарификацией педработников, состоянием охраны труда, жилищно-бытового обслуживания работающих и студентов, развивалось студенческое самоуправление, оздоровление членов профсоюза, организовывались их лечение и отдых. Проводились смотры художественной самодеятельности, спартакиады, Успешно действовал пионерский лагерь "Рассвет".

Совершенствовалась структура краевой организации - во всех горрайкомах были введены штатные должности председателей, организовано обучение профкадров и актива, укреплялась финансовая работа. Президиум крайкома Профсоюза рассматривал различные аспекты деятельности районных, городских, первичных организаций.

Развивалось социальное партнерство с органами власти и управления образованием. Впервые в отрасли по инициативе президиума краевого комитета было заключено соглашение крайкома и крайоно, которым руководил П.С.Карпенко, по основным социально-трудовым вопросам. Аналогичные соглашения между профорганами и отделами образования заключались в городах и районах. В образовательных учреждениях принимались коллективные договоры.

Крайком и горрайкомы Профсоюза вели переговоры и совместную работу с органами власти, отделами образованием, органами прокуратуры и судами.

В ноябре 1988 г. профсоюз работников просвещения, высшей школы и научных учреждений был переименован в Профсоюз работников народного образования и науки.

Вторая половина восьмидесятых и девяностые годы двадцатого столетия стали перестроечными как для всей страны, так и для краевой организации профсоюза.

Учитывая сложившееся положение, требования членов профсоюза, крайком начал осуществлять коренной поворот краевой организации на усиление защиты прав и законных интересов членов профсоюза. Были пересмотрены приоритеты в деятельности краевой, территориальных, первичных организаций Профсоюза. На первое место в реализации защитных функций выдвинулись экономические.

Крайком начал вести большую работу по обобщению и разработке предложений по социально-экономическим проблемам работников отрасли, их решению на всех уровнях власти и управления, как путем переговоров, так и различными формами коллективных действий в их поддержку.

В конце 1989 и 1990 годов прошли встречи руководства крайкома, впервые образованного забастовочного комитета с руководством края. Результатом было решение крайисполкома "О первоочередных мерах по стабилизации положения в народном образовании края".

Однако коренной вопрос - повышение зарплаты оставался нерешенным.

По требованию Профсоюза было принято первое постановление Совмина РСФСР о повышении зарплаты работников народного образования. Однако цены росли, жизнь дорожала. Вопрос зарплаты оставался главным во всем спектре сложностей и проблем. Не решил его и принятый в 1991 г. Президентом России Указ № I "О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР".

В октябре 1991 года  состоялся пленум крайкома Профсоюза, участники которого направили требования по социально-экономическим вопросам Краевому совету, Администрации, Правительству. Началась борьба за выполнение Указа №1.

          По призыву президиума крайкома Профсоюза в профсоюзных организациях, трудовых коллективах прошли Дни единства действий в поддержку своих требований. Состоялись собрания, митинги, пикеты, в которых участвовало более 75 % работников отрасли края.

          Результатом этих действий,  как в крае, так и в стране  был Указ Президента и Распоряжение Правительства РФ, предусматривающие повышение зарплаты работников образования. Однако инфляция свела повышение на нет.

          В марте 1992 года состоялось собрание актива краевой организации Профсоюза, которое поддержало требование к властям страны и края принять Закон «Об образовании», Программу мер государственной поддержки образования и социально-экономической защиты его работников, обеспечить выполнение Указа № 1.

         Так как решение поднятых вопросов затягивалось, ЦК Профсоюза обратился к трудовым коллективам с призывом о проведении единых действий Профсоюза. 1315 первичных профорганизаций заявили о проведении акции и участии во Всероссийской забастовке. 

         Активно проводилась работа с депутатами разных уровней,  администрацией края, городов и районов.

         Итогом коллективных действий, встреч президиума с руководством края явилось Постановление Главы края, в котором были учтены предложения Профсоюза о повышении зарплаты работникам отрасли и  введение системы надбавок и доплат к их окладам. Далее была проведена целая серия переговоров Профсоюза со всеми уровнями власти  и в результате, Правительством России было принято  постановление «О дифференциации в условиях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе ЕТС».

          Однако введение ЕТС не сняло всех проблем, связанных с оплатой труда.

Последовательные действия комитетов Профсоюза всех уровней, коллективные действия способствовали тому, что за первые полтора года после введения ЕТС размер оплаты труда пересматривался пять раз.

          Наряду с активными действиями по отстаиванию уровня зарплаты работников в середине 90 - годов, предметом постоянного внимания крайкома Профсоюза и его президиума были вопросы жилищно-бытового обслуживания, соблюдения законодательства о льготах и преимуществах для работников образования. Несмотря на то, что не осталось прежнего управления соцстрахом, крайком сумел сохранить руководство его отраслевым отделением. Работал детский лагерь "Рассвет". На его базе, после завершения детских смен, действовала база отдыха "Мать и дитя".

Большое внимание уделялось работе горрайкомов, советов председателей профкомов, повышению уровня деятельности первичных профсоюзных организаций. Крайком постоянно информировал первичные организации о своей работе, опирался на их мнение. Численность краевой организации возрастала. По состоянию на 01.01.1995 г. краевая организация объединяла 2625 первичных профорганизаций и 136902 члена Профсоюза.

И последующие годы были ознаменованы активными действиями Профсоюза, т.к.  во второй половине 90-х годов экономический кризис перерос в финансовый. Массовыми стали задержки выплат заработной платы, пособий. Из отрасли начался отток молодых кадров.

В этих условиях крайком сосредоточил приоритеты деятельности первичных, территориальных профорганов на двух главных направлениях: защите экономических и социальных интересов наемных работников непосредственно в образовательном учреждении; социальной защите интересов наемных работников в период болезни и т.д.

Под контролем крайкома, профорганов в городах и районах, профкомов первичных профорганизаций находились вопросы соблюдения администрацией учреждений трудового законодательства. Крайком  Профсоюза вошел в состав учредителей ряда конкурсов профессионального мастерства - «Учитель года», «Сердце отдаю детям». Развивалось социальное партнерство. На решение социально-эко­номических проблем нацеливались коллективные договоры, заключаемые во всех учреждениях образования края, соглашения с органами управления образованием, а в ряде территорий -  с их главами.

          Профсоюз использовал активные формы привлечения внимания властных  структур к проблемам образования. Так, в феврале 2001 года Законодательное Собрание края поддержало действия и требования Профсоюза в защиту образования и направило в Госдуму и Правительство РФ свое обращение.

          Краевая организация Профсоюза участвовала во Всероссийских акциях Профсоюза в поддержку законных требований. Активные формы протеста-  забастовки  и приостановки работы проводились работниками образования края в 1996 - 1998 гг. (более 135 тыс. участников), в 2003, 2004 гг. (более 125 тыс.). Нужно отметить, что последняя акция в форме забастовки и приостановки работы была проведена 12.10.05 г., в ней принимали участие почти 75 тыс. человек.

          В последующие годы краевая организация поддерживала Всероссийские акции, используя формы митингов, направления телеграмм, сбора подписей под обращениями.

          Краевой комитет Профсоюза всегда уделял внимание развитию социального партнерства. Проводились встречи профактива краевой организации Профсоюза с депутатами Госдумы РФ, встречи руководства крайкома Профсоюза с руководителями администрации края, депутатами Законодательного Собрания края.

         После принятия ФЗ №№ 122 и 131 это взаимодействие поднялось на качественно новый уровень. В октябре 2006 г. впервые по инициативе председателя Законодательного Собрания края  В.А. Бекетова было организовано обучение профсоюзных кадров краевого комитета, профорганов территориальных, вузовских организаций Профсоюза, которое проводили депутаты, работники  ЗСК по теме: «О взаимодействии органов государственной власти, местного самоуправления и профессиональных союзов в развитии системы социального партнерства». Представители крайкома Профсоюза работали в составе комиссий, рабочих групп ЗСК.

         Проводимая работа давала реальные результаты – увеличение расходов из средств консолидированного бюджета  на отрасль образования.

          В 2006 году начал  реализовываться приоритетный проект «Образование», который  способствовал  привлечению  в отрасль значительных  денежных средств, позволил существенно улучшить  условия труда педагогов.

     Особенностью системы образования в Краснодарском крае является высокий  удельный вес сельских общеобразовательных учреждений. Эта особенность  предопределила региональную специфику новых экономических механизмов. Нормативы подушевого финансирования,  разработанные отдельно для городских, сельских и сельских малокомплектных школ, постоянно увеличиваются. В решении этих вопросов краевая организация нашла поддержку в лице председателя профильного комитета Законодательного Собрания края В.В.Чернявского.

                Благодаря вниманию законодательной и исполнительной власти к проблемам образования, решена одна из них, наиболее важная: несмотря на общее сокращение численности учащихся, снижения расходов краевого бюджета на реализацию общеобразовательных программ  не происходит. Все условно высвобожденные средства остаются в отрасли  и направляются на увеличение норматива.

           В целом, одним из показателей реальной заботы о кубанской школе являлся тот факт, что на каждый выделенный рубль из федерального бюджета, край направлял в семь раз больше денежных средств на реализацию комплексного проекта модернизации.

Одной из основных целей комплексного проекта стало повышение доходов учителей общеобразовательных школ.

Сравнительный анализ заработной платы учителя  общеобразовательной школы края показывает, что в конце 2006 года соотношение заработной платы и прожиточного минимума  составляло 148%, а в 2008 году - 283%.

           Но оставалось много проблем в повышении заработной платы  других работников отрасли. 

           Начиная с 1997 года, соотношение   размера заработной платы в отрасли к  размеру заработной платы  по отраслям  экономики  сохранялось на уровне 60%. Вместе с тем, наблюдается положительная динамика   в соотношении  заработной платы и прожиточного минимума: от 139% в 1996 году к 167% в 2008 году.

           В условиях перераспределения полномочий между федеральными, региональными и местными уровнями власти, происходила перестройка работы и краевой организации Профсоюза.

           Приоритетное значение отводилось вопросам защиты социально-трудовых прав работников отрасли,  прежде всего, права на достойную и своевременную оплату труда. С приходом к руководству краем администрации во главе с губернатором А.Н.Ткачевым не было ни разу задержки зарплаты, несвоевременной выплаты отпускных.

           Губернатором края были приняты решения по установлению доплат  за организацию работы по профилактике наркомании   заместителям директоров по воспитательной работе, педагогам – психологам, социальным педагогам, учителям физической культуры дневных общеобразовательных  школ и учреждений начального профессионального образования.  На эти цели из краевого бюджета выделено более 168 миллионов рублей.

                Проблема  заработной платы работников дошкольных учреждений частично снята  благодаря решению законодательного собрания по   ежемесячной  доплате педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений  в размере одной  тысячи рублей. Дошкольные учреждения, как известно,  не участвуют в приоритетном национальном проекте на федеральном уровне. Вопрос об их участии рассматривается, начиная с 2010 года. В нашем крае с 2008 года принято решение о поощрении лучших воспитателей и дошкольных учреждений.    60 лучших воспитателей, внедряющих современные педагогические технологии, получили по 50 тысяч рублей каждый.

Инициативы администрации и  ЗСК находят поддержку в муниципальных образованиях.

В 2008 году в 29 муниципальных   образованиях края установлены дополнительные меры социальной поддержки работникам образования: компенсируются расходы за содержание ребенка в детском саду, за проезд в общественном транспорте, выплачиваются стимулирующие надбавки к заработной плате молодым специалистам и др.

Расходы на отрасль образование в крае имеют положительную динамику. Если  в 2005 году  в  отрасль направлено 12,9 млрд. рублей, то уже в  2009 году - 35,4 млрд. рублей.

          Сравнительный анализ  роста заработной платы работников образовательных учреждений, финансируемых из средств краевого и муниципальных бюджетов, показывает, что с 2005 г. по 1 октября 2009 года зарплата увеличилась в 2,9 раза. При этом средняя заработная плата по отраслям экономики края увеличилась  в 2,6 раза.

          Однако принимаемые меры по обеспечению опережающего роста заработной платы в сфере образования по сравнению с другими видами деятельности в экономике не привели к существенным  изменениям. В 2005 году уровень оплаты труда в отрасли образования края составлял 57% от уровня оплаты труда по отраслям экономики, в 2009 году - 66,5%.

          Наиболее острой проблемой оставалась оплата труда в дошкольных образовательных учреждениях.

          В целях принятия дополнительных мер по укреплению материального положения работников дошкольных образовательных учреждений в 2007 году по инициативе президиума ЦК Профсоюза в первичных профсоюзных организациях проведены профсоюзные собрания о положении работников дошкольных образовательных учреждений и действиях Профсоюза. Первичными профорганизациями краевой организации направлено 723 телеграммы в адрес Президента РФ, Правительства РФ, Госдумы РФ,   обращения главам администраций местных органов власти, депутатам представительных органов местного самоуправлении.

                В 2009 году принято Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии между комитетом по вопросам образования, науки, делам семьи и молодежи Законодательного собрания Краснодарского края и  Краснодарской краевой территориальной организацией Профсоюза, направленное на совместное решение социально-экономических проблем работников отрасли, которое подписали В.В.Чернявский и Л.И.Цей.

                Ассоциация профсоюзов работников непроизводственной сферы ставит вопрос о необходимости индексации в 2010 г. заработной платы   работников бюджетных учреждений.

Краевым комитетом Профсоюза внесены предложения в проект краевого бюджета на 2010 год по индексации заработной платы работников отрасли образования не ниже уровня инфляции.

          Краевая территориальная организация Профсоюза принимает активное участие в процессе реформирования системы образования края, крайком координирует эту работу с департаментом образования и науки края, получая поддержку со стороны руководителей департамента (Т.П.Хлоповой, М.Б.Астапова).

Вопросы, связанные  с реализацией приоритетного национального проекта «Образование» рассматривались на заседаниях  президиума  краевого комитета и профорганов  территориальных  организаций  Профсоюза.

         Обеспечено участие Профсоюза в разработке  нормативно-правовой  базы  национального проекта на территории края. 

Учитывая процесс оптимизации образовательных учреждений и численности работников, крайкомом Профсоюза еженедельно проводится мониторинг ситуации на рынке труда. Профорганами контролируется выполнение социальных гарантий при увольнении по сокращению численности или штата, обоснованность увольнения работников и руководителей образовательных учреждений. С 2010 по 2012 годы только по сокращению численности или штата уволено 1120 человек.

          Принимаемые меры  способствовали увеличению заработной платы учителей общеобразовательных школ  с 5740 рублей  в 2006 году  до 13 418 рублей на 1 октября 2009 года, т.о. рост составил 233 %. Но рост зарплаты произошел не у всех учителей одинаково, более 26% учителей получали заработную плату до 10 тыс. рублей.

          Краевая организация Профсоюза продолжает участие во всех проходивших акциях, которые объявлялись ФНПР, ЦК Профсоюза, Ассоциацией профсоюзов работников непроизводственной сферы, крайсовпрофом в защиту социально-трудовых прав работников отрасли.

          Так, в 2007 г. проводилось три этапа Всероссийской акции профсоюзов, в которых участвовала краевая организация: пикет «живая цепочка», митинг, сбор подписей в поддержку требований профсоюзов «За достойную жизнь!». Свои подписи поставили 94963 члена Профсоюза.  С 01.09.07 г. и с 01.02.08г. заработная плата в отрасли была повышена.

         Все эти годы продолжалась работа по контролю за созданием надлежащих условий труда, соблюдением трудового законодательства.

С 2005 по 2009 годы в защиту членов Профсоюза в судах с участием профорганов края было рассмотрено 1328 дел, из них решены в пользу работников – 1181.

Работа по совершенствованию организационно-финансовой деятельности давала положительные результаты, возрастал уровень профсоюзного членства  и финансовое благополучие краевой организации.

Важным завоеванием крайкома Профсоюза стало признание судом за краевой организацией Профсоюза права собственности на здание краевого Дома работников образования. Для решения этого вопроса понадобилось более двух лет.

На основании Распоряжения Совета Министров СССР от 6 апреля 1950 года № 4704-р, решением исполнительного комитета Краснодарского городского совета депутатов трудящихся от 24.10.1952 № 37-1239 Краснодарскому крайкому профсоюза начальной и средней школы РСФСР (так в то время называлась краевая организация Профсоюза) был передан Дом учителя и другие нежилые здания и сооружения, расположенные в г. Краснодаре по ул. Красноармейская, 70 (ранее – Красноармейская, 66), для использования их по прямому назначению, списав их с баланса местного Совета (акт приема-передачи от 20 ноября 1952 г.).

        С этого времени краевая организация Профсоюза, реализуя свои уставные задачи, фактически владела и пользовалась этим имуществом.

Для эксплуатации переданного здания постановлением № 1381 от 20.10.1995 г. главы администрации г. Краснодара за крайкомом Профсоюза был закреплен в бессрочное (постоянное) пользование и земельный участок по указанному адресу, фактически используемый им с 1952 года.

Вместе с тем, с 2004 года начались попытки размещения в Доме учителя сторонних организаций. Стало известно о том, что 30 октября 1995 года постановлением главы администрации г. Краснодара № 1431 здание краевого Дома работников образования было включено в реестр муниципальной собственности, причем, эти действия носили скрытый, неправовой характер.

          Учитывая незаконные действия органов местного самоуправления,  в октябре 2005 года краевой комитет обратился в арбитражный суд Краснодарского края с соответствующими исками к администрации муниципального образования г. Краснодар и Департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар.

          Более года арбитражный суд Краснодарского края рассматривал иски о признании незаконным постановления главы администрации г. Краснодара о включении в реестр муниципальной собственности зданий по ул. Красноармейской, 70 и признании права собственности на них за краевой организацией Профсоюза. Решениями арбитражного суда указанное постановление главы администрации г. Краснодара отменено. Требования краевой организации Профсоюза удовлетворены в полном объеме.

           В июне 2009 года земельный участок, на котором расположен краевой Дом работников образования, предоставлен краевой организации Профсоюза в аренду сроком на 49 лет, т.е. до 2058 года.

Через Арбитражный суд Краснодарского края, краевой организации пришлось доказывать право собственности на Центр отдыха работников образования «Рассвет», которое 18 февраля 2003 года было признано на все здания и сооружения соответствующим решением  суда за краевой организацией Профсоюза.

           В соответствии с Земельным кодеком РФ для осуществления деятельности Центра «Рассвет» между краевой организацией Профсоюза и администрацией г. Геленджика заключен договор аренды земельного участка сроком на 49 лет. 

После решения вопроса, касающегося признания права собственности, его регистрации в соответствующих органах юстиции был решен другой не менее важный вопрос – проведение реконструкции Центра отдыха «Рассвет», решение о которой было принято президиумом краевой организации Профсоюза. Реконструкция проведена в 2007 г. 

Страница 2

Просмотров: 615 | Добавил: Леля | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0