Воскресенье, 19.05.2024, 19:51
Приветствую Вас, Гость

11:22
Это должен знать каждый!

Материал подготовила педагог - психолог Дербина И. М.

 Это должен знать каждый!

2 апреля в девятый раз отмечается Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. Он проводится с целью привлечения внимания к людям, страдающим аутизмом и нуждающимся в полноценной содержательной жизни.

Впервые в России об аутизме заговорили в конце 1980-х годов. По статистике каждый 88-ой ребенок диагностирован аутистом и за последние 10 лет количество аутистов по всему миру выросло почти в десять раз.

Что такое аутизм?

Аути́зм — расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Все указанные признаки проявляются в возрасте до трёх лет. Схожие состояния, при которых отмечаются более мягкие признаки и симптомы, относят красстройствам аутистического спектра (Википедия).

Иными словами: «Аутизм — это постоянное нарушение развития. Дефект в системе, отвечающей за восприятие внешних стимулов, который заставляет ребенка обостренно реагировать на одни явления внешнего мира и почти не замечать другие, которое проявляется в течение первых трех лет жизни и является следствием неврологического расстройства».

Как выявить аутичного ребенка?

Аутизм - это медицинский диагноз, и конечно же, ставить его имеет право только специалист.

Поскольку в арсенале педагога, к сожалению, почти нет специальных разработок по выявлению аутичных детей, то лучшим помощником в такой работе будет личный опыт общения с детьми, терпение и умение наблюдать.

Проблемы общения и социального взаимодействия

• социальная отчужденность – недостаточность или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими, отгороженность от внешнего мира;

• слабость эмоционального реагирования по отношению к близким;

• своеобразное зрительное поведение (непереносимость взгляда в глаза, «бегающий взгляд» или «взгляд мимо»);

• трудности дифференцировки людей и неодушевленных предметов.

Трудности коммуникации

• разнообразие речевых нарушений: задержка речевого развития, мутизм, повышенный вербализм;

• наличие ээхолалий (неконтролируемое автоматическое повторение слов, услышанных в чужой речи);

• нарушение коммуникативной функции речи: не использует речь как средство общения, необращенность к человеку, неспособность к диалогу, «речь для себя»;

• монотонность, лишенность эмоций;

• нарушение мелодики речи;

• использование необычных слов;

• крайняя буквальность в использовании слов;

• длительное называние себя во втором или третьем лице;

• несформированность способности пользоваться языком жестов (не сопровождают речь жестикуляцией).

Стереотипии

• моторные;

• сенсорные;

• речевые.

Ритуальный тип поведения

• склонность к установлению ригидного распорядка в повседневных делах или играх;

• - склонность к привычной обстановке (расположение мебели, игрушек и предметов должно быть неизменным).

Сенсорная чувствительность

• гиперчувствительность;

• гипочувствительность (аутостимуляции – визуальные, слуховые, тактильные, вестибулярные, вкусовые, обонятельные);

• пониженная проприоцепция (суставно-мышечное чувство, позволяющее осознавать собственное тело и его положение) – проявляется в неуклюжести (трудно обходить препятствия, соблюдать дистанцию, выполнять задачи, требующие включения мелкой моторики.

Страхи основаны на сверхчувствительности аутичных детей и их отрицательном, неудачном опыте контакта с окружающим. Эти страхи часто не выражаются явно. Если удается добиться привязанности ребенка, эмоционального контакта с ним, то выясняется eгo сверхзастенчивость, болезненная сверхчувствительность к взгляду, голосу, прикосновению даже тoгo человека, который ему приятен. В еще большей степени выражен страх взаимодействия. Самоагрессия, обращенные к себе крики «не можешь», «не хочешь» сопровождают попытки занятий с такими детьми. Если, же ребенок оставлен в покое, то нередко трудно заметить eгo страх, который скрывается под маской отрешенности.

Страх может выражаться скорее как общая тpeвoгa, пугливость, а может быть направлен на определенные предметы, людей. Содержание страха часто сложно устaновить. Как это ни трудно представить, предметом страха могут быть обычные бытовые явления, с которыми справляется любой здоровый ребенок, гудение водопроводных труб, шум спускаемой воды в туалете, замкнутое пространство в лифте, летящие бабочки или птицы, яркий крючок у входной двери. Можно предположить, что ребенок боится всегo яркогo, резкого, неожиданного, нестереотипного. Объектами страха часто становятся дети или животные. Страхи, тревогa аутичных детей неадекватны по своей силе, не связаны с реальными бытовыми переживаниями. Накоплению страхов способствует то, что, раз испытанные, они могут оставаться актуальными очень надолго. Часто даже внимательные родители не придают значения этим страхам ребенка и, наоборот, описывают своих детей как «бесстрашных», воспринимая как бесстрашие их расторможенность, неумение видеть реальную опасность. Характерен случай, когда ребенок, испугавшись неприятного скрипа качелей, бросился от них бежать, не разбирая дороги, прямо в пруд. Появление у ребенка желания пожаловаться на владеющие им страхи указывает на уменьшение eгo отгороженности, улучшение эмоционального контакта с близкими. Бывает, что страх объединяется с влечением, ребенок стремится к тому, что eгo пугает. Возможно, это связано с eгo собственным стремлением овладеть ситуацией, преодолеть страх.

Особенности игровой деятельности

• не выражает заинтересованности в играх;

• предпочтение структурированных игр (с четким началом и концом, простыми правилами);

• склонность к играм в одиночку, в обособленном месте;

• склонность играть в одну и ту же игру, с одной и той же игрушкой (однотипные манипуляции);

• склонность к манипулированию неигровыми предметами;

• особенная привязанность к каким-либо неодушевленным предметам;

• особое пристрастие к играм с неструктурированным материалом (водой, песком).

Особенности интеллекта и обучения

• интеллектуальное развитие – от тяжелой умственной отсталости до ускоренного развития;

• неравномерность развития интеллекта (при всей беспомощности в быту могут тонко различать оттенки цветов, выкладывать сложные орнаменты, собирать труднейшие пазлы, интересоваться буквами);

• слабая концентрация внимания;

• высокий уровень развития механической памяти;

• любимые занятия: математика, живопись, музыка;

• трудности формирования навыков самообслуживания.

Физическое развитие

• хорошее физическое развитие;

• хорошее развитие «запрограммированных» движений;

• нарушение действий и использования своего тела;

• недоразвитие тонкой моторики.

Рекомендации по взаимодействию с аутичным ребенком

• Конечно, несмотря на особенности общения, аутичный ребенок хоть иногда должен быть в коллективе. И вначале нужно разрешать родителям присутствовать на занятиях, поскольку знакомые лица снизят высокую тревожность и боязнь нового. Когда ребенок привыкнет к новым лицам, родители постепенно станут не нужны на занятиях.

• Нужно понять, что ребенку очень сложно жить в нашем мире, потому нужно научиться за ним наблюдать, интерпретируя вслух каждое его слово и каждый жест. Это поможет расширить внутренний мир маленького человека и подтолкнет его к необходимости выражать свои чувства и эмоции словами. Научитесь улавливать изменения в поведении ребенка, не давайте ему выйти в деструктивную деятельность. Важно постараться определить, что именно вызывает у аутиста истерики, нервные срывы или приступы агрессии.

• Необходимо предоставлять ребенку возможность раскрыться. Для этого использовать его специфические интересы и расширять их.

• Предоставить ему щадящие условия, компенсирующие его сенсорную чувствительность.

• Взаимодействуйте с ребенком, только когда он готов к этому.

• Принимайте его таким, какой он есть. Обращайтесь к ребенку по имени.

• С аутистом надо говорить четко, последовательно и делать паузы, позволяющие ему понять, что именно было сказано. Лучше обращаться напрямую и простыми словами, без метафор: «Пожалуйста, положи свою книгу на стол. Пора идти обедать».

• Придерживайтесь определенного режима дня.

• Соблюдайте ежедневные ритуалы.

• Четко организовывайте пространство. Используйте подписанные системы хранения, подпишите предметы, которыми пользуется ребенок.

• Не трогайте ребенка. Вступайте в тактильный контакт с ребенком, только когда он сам просит об этом.

• Не повышайте голос и не издавайте громких звуков.

• Не выпускайте ребенка из поля своего зрения. Ребенок должен понимать, что всегда может подойти к вам.

• Найдите общий способ сказать «нет», «да» и «дай».

• Совместно с ребенком создайте укромное место, где ребенок может посидеть один и никто не будет ему мешать.

• Важно не переусердствовать: даже обычный ребенок имеет право на время, проведенное в одиночестве. Не перегружайте ребенка своим вмешательством, давайте ему отдохнуть.

• Все общение и обучение можно вести через игрушку, значимую для ребенка.

• Многие аутичные дети видят смысл деятельности, когда она тщательно распланирована. Так что наберитесь терпения и рассказывайте, какой будет распорядок дня, куда нужно сходить, что сделать, какую последовательность действий совершить, чем закончить. Доносить информацию можно через схемы, наглядные картинки. Для работы с такими детьми можно придумывать «пооперационные карты», в которых схематически изображать алгоритм действий (например, инструкция сборки «Киндер-сюрприза» или «Лего»). Каждому занятию нужно придавать целевой характер, тем самым, добиваясь осмысленности.

Во время работы с аутичными детьми необходимо пользоваться определенными психологическими установками:

Доброжелательность. Агрессия взрослых – препятствие на пути к установлению положительного контакта.

Целеустремленность. Только ежедневное обучение позволит ребенку осваивать новые умения.

Терпимость по отношению к ребенку. Длительная работа и большие усилия взрослых приведут к положительным изменениям в развитии.

Внимательность и оптимистичность. Важно замечать каждый шаг ребенка.

Стремление поддержать ребенка в трудной ситуации.

Готовность поощрять ребенка каждый раз, когда он делает попытку выполнить задание, даже если она не очень успешна.

Требовательность взрослых в процессе обучения и повседневной жизни.

Нельзя позволять ребенку управлять собой.

Просмотров: 341 | Добавил: Леля | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0