10:35 Здравствуй, детский сад | |
Семья
и дошкольное учреждение. Несмотря на различные воспитательные функции, для развития ребенка необходимо взаимодействие семьи и детского сада. В дошкольном учреждении ребенок получает
всестороннее образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми
и взрослыми, проявлять собственную активность. Основная особенность семейного воспитания —
эмоциональный микроклимат семьи, благодаря которому у ребенка формируется
отношение к себе, определяется чувство самоценности, появляются ценностные
ориентации и мировоззрение. По большому счету, ответственность за воспитание
ребенка несет семья, а дошкольное учреждение призвано помочь, поддержать,
направить и дополнить воспитательную деятельность родителей. Ребенок дошкольного возраста наиболее
чувствителен к влиянию родителей. И если родитель не компетентен в вопросах
воспитания, не имеет необходимых знаний, то все труды по воспитанию ребенка в
дошкольном учреждении будут напрасными. Если в детском саду и дома требования взрослых и
стиль взаимодействия между ребенком и взрослыми во многом различны, малышу
трудно в них сориентироваться, и ребенок научится вести себя по-разному в
разных ситуациях и в зависимости от того, с кем он в данный момент
взаимодействует. Дома он будет одним человечком, в обществе — другим, поскольку
не сможет самостоятельно сформировать твердые представления о правильном и
неправильном, о том, что хорошо, а что плохо. В возрасте 1—3 лет ребенок имеет ряд
специфических возрастных особенностей. Этот период характеризуется обостренной
чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Адаптация к
дошкольному учреждению проходит крайне болезненно. Поэтому необходимо так
организовать этот период, чтобы как можно меньше травмировать ребенка. Адаптация к ДОУ. Поступление в детское учреждение представляет для ребенка значительные трудности. При этом многие дети становятся беспокойными, плаксивыми, замкнутыми. Тревожное состояние, эмоциональная напряженность связаны с отсутствием близких для ребенка людей, изменением бытовой обстановки, привычных условий и ритма жизни. Функциональная незрелость, ранимость затрудняют приспособление детского организма к новым условиям. Адаптация — это приспособление организма к изменяющимся внешним
условиям. С поступлением ребенка в дошкольное образовательное учреждение в его
жизни происходит ряд серьезных изменений: безукоризненное соблюдение режима
дня, отсутствие близких, родных людей, постоянный контакт со сверстниками и
т.п. Приспособление к новым условиям требует разрушения некоторых сложившихся
раннее связей и быстрого образования новых. Это сложный период для ребенка, его
родных и персонала ДОУ. С приходом в детский сад изменяется социальное
положение ребенка. В семье он был в центре внимания, общался с ограниченным
кругом людей, чаще всего с членами семьи. В дошкольном учреждении он становится
членом детского коллектива, равным среди других детей. В связи с этим ребенку
необходимо психологически перестроиться, изменить свое поведение, вступать в
контакт с незнакомыми взрослыми сверстниками. Все это приводит к нарушениям
сложившихся стереотипов в деятельности и поведении ребенка. Перестройка осуществляется на основе врожденных
механизмов. Уже новорожденный ребенок быстро приспосабливается к условиям
жизни, которые специально создаются в семье после его рождения. Подобная перестройка происходит и
в период первоначального пребывания ребенка в детском учреждении. Он должен
привыкнуть к новому воздушному и световому режиму, установленному распорядку
дня, к изменению в питании. В семье ребенок вступает в первые контакты со
взрослыми членами семьи, детьми. Он осваивает первые навыки общения с
окружающими, у него формируются элементарные трудовые действия, возникают игры.
Ребенок начинает осваивать нормы отношений между членами семьи, на основе
которых формируются элементарные стереотипы поведения. Сложившиеся стереотипы
поведения и отношений значительно изменяются, когда ребенок приходит в детский сад.
Он начинает активно контактировать со сверстниками. Его жизнь организуется
другими взрослыми. Адаптация дошкольников к условиям детского сада протекает у детей по-разному, что зависит от ряда факторов, в том числе и от того, насколько малыш подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, насколько согласованы действия педагогов и родителей. Как помочь ребенку быстрее адаптироваться к детскому саду? 1. В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. 2. Старайтесь не нервничать, не показывать свою тревогу
накануне его поступления в ДОУ. 3. В выходные дни резко не меняйте режим дня ребенка. 4. Постоянно обращайте внимание на отклонения в поведении и
здоровье малыша. 5. Не отучайте ребенка от вредных привычек в адаптационный
период. 6. Создайте спокойную, бесконфликтную обстановку в семье. 7. На время
прекратите посещение с ребенком многолюдных мест, сократите просмотр
телевизионных передач, старайтесь щадить его ослабленную нервную систему. 8. Одевайте ребенка в
детский сад в соответствии с температурой воздуха в группе. Обращайте внимание
на аккуратность и опрятность его внешнего вида. 9. Эмоционально поддерживайте малыша: чаще обнимайте,
поглаживайте, называйте ласковыми именами. 10. Будьте терпимее к его капризам. При явно выраженных
невротических реакциях оставьте дома, обратитесь к специалистам. 11. Выполняйте предписания врача, советы и рекомендации
педагогов, психолога. 12. Не наказывайте, «не пугайте» детским садом, забирайте
домой вовремя, когда пообещали. 13. Когда ребенок
привыкнет к новым условиям, не принимайте его слезы при расставании всерьез —
это может быть вызвано просто плохим настроением. Как утром расставаться с малышом? Хотелось бы привести ряд примеров поведения мам во время расставания с ребенком. Возможно, вы узнаете в этих примерах и себя! ·
Некоторые мамы не спускают малыша с
рук, дрожат и чуть ли не плачут с ним. Их утешения, адресованные ребенку,
настолько фальшивы и неуверенны, что малыш лишь заряжается чрезмерной тревогой
и волнением матери. ·
Другие мамы «закидывают» малыша в
группу и моментально исчезают. Ребенок
остается в полной растерянности, так как не представляет, что же
произошло, что делать дальше. Для большинства детей растерянность завершается
продолжительным плачем и стойким
нежеланием пережить вновь такую ситуацию. ·
Случается, мамы приводят детей сразу
на целый день, мотивируя тем, что ребенок так быстрее привыкнет. Больше всего
удивляет не тот факт, что большинство родителей ведут себя так, будто нарочно
пытаются как можно скорее избавиться от ребенка, а то, что мамы порой
совершенно не задумываются над тем, что испытывает малыш в такой момент,
насколько разрушительными могут быть последствия. ·
Наиболее благополучно проходит момент расставания у
тех детей, чьи отношения с мамами отмечаются
спокойными, эмоционально уравновешенным характером. Такие мамы часто
разговаривают с детьми, много им рассказывают; чувствуя страх и неуверенность
ребенка, стараются рассеять их объяснениями. Для них характерен спокойный тон,
ребенка они видят и слышат. Дети таких родителей самостоятельны и адаптируются
довольно легко. ·
Желательно разработать несложную
систему прощальных знаков (например, воздушный поцелуй, прощание двух
мизинчиков, рукопожатие) и ежедневно повторять ее. При этом важно уходить не
задерживаясь, не оборачиваясь, — так малышу будет проще отпускать вас.
| |
|
Всего комментариев: 0 | |