Среда, 18.12.2024, 07:48
Приветствую Вас, Гость

14:22
Предметно - развивающая среда в условиях ФГОС.

«Предметно пространственная среда – это система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

     Каждое образовательное учреждение уникально и имеет свою систему ценностей и социальных приоритетов в построении учебно-воспитательного процесса.

     В период перехода на образовательные стандарты дошкольного образования роль искусства как особого явления человеческого бытия, которое проявляется в художественном творчестве, продолжает быть важной составляющей частью воспитания детей.

     Оно формирует культуру восприятия человеком окружающего мира, эмоционально-нравственный отклик на художественные произведения, интерес к разным видам искусства, увлеченность художественным творчеством, обуславливает наличие знаний об искусстве, самостоятельные суждения, взгляды, позиции по отношению к произведениям искусства, их художественной ценности.

     К сожалению, в последние годы наблюдается тенденция к снижению значимости музыкального развития дошкольников.

     Но мы, с вами, конечно же, считаем, что музыка имеет большое значение для формирования духовного мира ребенка, становления нравственных основ личности, развития эмоционально-чувственной сферы.

     Освоение новых технологий музыкально-эстетической работы в детском саду возможно лишь при наличии материально-технического, методического оснащения, отвечающего современным требованиям.

     Рассматривая музыкальное развитие  как процесс организованного приобщения детей к музыкальной культуре, можно говорить о музыкальной среде как о средстве приобщения ребёнка к музыкальной культуре. Музыкальные инструменты, игрушки, пособия можно выделить в предметно-развивающую среду, которая достаточно подробно разработана в дошкольной педагогике. Однако этого недостаточно для моделирования процесса музыкального образования, направленного на становление личности ребенка.                                                                                                                                                                                       

     Для ребёнка дошкольного возраста среду можно представить как совокупность нескольких главных функциональных зон: среда дошкольного учреждения, среда семьи, среда социума.  

Сегодня я хочу  остановиться на среде детского сада, конкретно использование разнообразных техник и технологий в изготовлении некоторых сюрпризов к праздникам, а также их разнообразное использование педагогами для развития творчества у дошкольников. А творческая среда характеризуется, прежде всего, творческой атмосферой, а также разнообразным и богатым предметным и информационным наполнением.

Если в детстве вы увлекались собиранием мозаики, то должны понимать, насколько это захватывающий процесс. Кстати, и взрослые не утрачивают азарта и стремления создавать из разрозненных кусочков непредсказуемые причудливые узоры, правильные орнаменты или вполне узнаваемые изображения предметов. А реализуют это свое стремление они с помощью не менее увлекательного рукоделия, называемого лоскутным шитьем, создавая своими руками все, что можно изготовить с помощью такни, нитки и иголки.

Это может быть и стилизованное лоскутное одеяло, и стеганое покрывало или прихватки для кухни, и одежда для взрослых и детей, и декоративные панно. И пусть изначально лоскутное шитье имело совершенно утилитарные задачи. Сегодня лоскутки сшиваются в целые полотна вовсе не из соображений экономии, а скорее из желания творить красоту и получать удовольствие от этого поистине волшебного действа.

Шитье лоскутных полотен известно практически всем. Везде, где люди работали с текстилем, оно существовало в том или ином виде. Сегодня, объединив опыт разных стран, поклонники лоскутного шитья называют себя квилтерами, создают клубы по интересам, организуют фестивали. Они совершенствуют известные старые техники, придумывают новые и создают своими руками необыкновенно эффектные лоскутные изделия, которые иногда и изделиями назвать язык не поворачивается – просто произведения искусства.

Между прочим, говоря о произведениях искусства, мы не грешим против истины, потому что для пэчворка – лоскутного шитья существует вполне официальное определение «вид декоративно-прикладного искусства». А уж сколько видов этого самого вида! Да и самих техник работы с лоскутами ткани немыслимое количество. Поэтому неслучайно эта техника нами используется в детском саду.

 Сначала идея «Города детства», так называется полотно, возникла к оформлению выпускного утренника, затем это произведение искусства нашей рукодельницы перекочевало  на «Цветочный бульвар», используется, как вы видите, во время тематического оформления по временам года. В свободные сказочные окошки можно разместить фото дошкольников, украсить комнатными или дикорастущими растениями, а может в этом сказочном городе поселяться персонажи знакомых, любимых мультфильмов… Всё зависит от фантазии и желания педагогов и дошкольников, которых нужно обязательно привлечь к праздничному или будничному  оформлению. Кстати у нас имеется нашивное полотно «Звёздное небо», которое используют и воспитатели,  и инструктор по физическому развитию во время путешествия на дальние планеты, и во время празднования Дня космонавтики. Путешествия, особенно тематические – это наш конёк. Чего только стоил полёт на воздушном шаре, хочу сообщить без ложной скромности, что даже у взрослых захватывало дух, когда «шар» находился под самым потолком, за бортом корзины, в которой летели путешествующие, висели настоящие мешочки. Соответственно, чтобы подняться выше, нужно выбросить балласт.

Жизнь современного дошкольника достаточно заполнена   телевидением, компьютером. Но крайне недостаточно – игрой, общением со взрослыми и сверстниками, интересной совместной деятельностью. Игрушки – самоделки оказывают огромное влияние на эмоционально-нравственную сферу ребенка. Общеизвестно, что сущность ребенка-дошкольника проявляется в игре. Важное дело для воспитателя – выбрать материал для игры. Педагоги, занимающиеся исследованием детских игр, отмечают, что игрушками для ребенка являются детские работы, одухотворенные творчеством. Замечено, что дошкольники собирают и хранят, как сокровища, все ненужные вещи: пустые коробки, пуговицы, пробки. Так называемый “бросовый” материал дает детям чувство свободы и независимости от взрослого, т. к. никто не жалеет эти ненужные вещи, не запрещает ими пользоваться. Этот материал пригоден для создания  детьми своих собственных игрушек, удовлетворяет потребности детей в творчестве. Игрушки – самоделки результат рисования, лепки, конструирования из бросового материала, благодаря такой деятельности формируются не только усидчивость и аккуратность, но и художественный вкус. При работе без образца больше развивается воображение и творческая сторона ребенка. Во время работы с различными материалами дети учатся различать их, определять их свойства, способы их обработки. В самых простейших работах с бумагой малыш начинает понимать, что такое фактура. Ряд игрушек – самоделок из раздела моделирования также относится и конструкторским игрушкам. Создание игрушек – самоделок имеет и еще одно положительное качество – возможность для общения ребенка и взрослого, помощь которого на первых порах просто необходима. Так дети учатся делать что – либо совместно, разделять труд, оценивать свои возможности. Обыгрывание игрушек-самоделок уместно в совместно придуманной игре-фантазировании. Игра-придумывание позволяет взрослому. Будучи партнером детей, ненавязчиво и непринужденно стимулировать их творческое воображение, развивать связную речь. И не случайно в играх детей участвуют игрушки – самоделки,

которые изготовляются самими детьми, родителями, воспитателями. Потребность в таких игрушках возникает в самих видах игр: для театров дети мастерят фигурки «артистов», элементы декораций; для сюжетно – ролевой игры – «продукты». В основе лежит художественный труд, в ходе которого ребенок учится преобразовывать различные материалы для достижения поставленной цели. Использование самодельных игрушек в воспитательно-образовательной работе ДОУ играет важную роль во  всестороннем

развитии  дошкольников.

Куклы « цветок» и «часики» создавались всем коллективом, т. к. данные куклы изготавливались  по количеству дошкольников в группе, лоскутки собирали всем миром: родители и все заинтересованные взрослые. Чтобы одинокие, но приятные во всех отношениях носки (чистые и без дыр) не пропадали даром, превратим их в кукол для кукольного театра. Правда, одной волшебной палочкой тут не обойдешься: понадобятся детали из картона, пуговиц, бусин и обрезков тканей.
Подобную мордочку имели персонажи замечательной шведской писательницы Туве Ясон. Поэтому из носков можно создать семейство Муми-троллей и разыграть с ними сказку по мотивам их книжных приключений.

У каждой куклы своё настроение, поэтому эскизы мимики кукол придумывали вместе с дошкольниками.  Использование данного пособия: от танца до кукольного театра, от куклы домового до доброго друга, с которым можно поделиться секретом. А если куклам придумать имена, то

периодический  приход этих цветочков и часиков, будет бесконечен. Сам принцип использования куклы часики - это и обучение   временам года и  определения времени и т. д. и т. п.

Идея ореха - кракотука навеяна сказкой «Три орешка для Золушки». И так  как орех предполагался крупный, то решено было сделать его из монтажной пены – она облегчает вес и в опытных руках придаёт натуральный вид изделию -  тем более, что опыт изготовления фигур по этой технологии в нашем Д О У имеется и был положительно оценён в прошлом сезоне, при  распределении мест за лучший участок: у нас изготовлены сказочные фигуры из этого материала. Благо и в этом жанре есть незаменимая любительница и мастерица. Однако главный сюрприз находиться внутри: маленькие натуральные орешки с пожеланиями или загадками, в зависимости от вашей фантазии.

И, наконец, как  нам в детском саду обойтись без любимого родного «Чудесного мешочка». 

Таковым стал «Чудесный сундучок», вернее сундук. Это и выход двоих из ларца, одинаковых с лица, появление куклы, ожившей в танце, хранилище новогодних подарков и самых разнообразных сюрпризов в зависимости от вашего желания и фантазии. 

 

Итак, мы приходим к неоспоримому выводу: для музыкального образования и развития  дошкольников  необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда, а для развития личности дошкольников рядом с ними должены быть педагоги, увлечённый музыкой, умеющий реализовать творческий потенциал музыкальной среды и управлять развитием творчества воспитанников в музыкальной деятельности.                                                                                                        

     Среда, окружающая ребёнка в детском саду, семье и социуме, может стать средством развития его личности лишь в том случае, если педагог способен организовать такую среду. Для этого ему необходимо знать, что должна включать среда, механизм её воздействия на личность, а также качества личности, составляющие основу креативности. Определение особенностей креативной личности и развивающей музыкальной среды является управленческой деятельностью педагога, направленной на проектирование условий творческого развития дошкольников.

Музыкальный руководитель Сергеева И. С.

 

 

Просмотров: 1691 | Добавил: Леля | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0