14:02 ПОЛОЖЕНИЕ О ПСИХОЛОГО- МЕДИКО - ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОНСИЛИУМЕ | |
1. Общие положения 1.1. Психолого-медико-педагогический консилиум дошкольного образовательного учреждения (далее — ПМПк) создается в соответствии с «Методическими рекомендациями по психолого-педагогическому сопровождению детей в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования» (письмо Минобразования России от 27.03.2000 № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»). 1.2. ПМПк в своей работе руководствуется Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании» и другими законами Российской Федерации, рекомендациями региональных и муниципальных органов управления образования, уставом и локальными актами, регулирующими организацию образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, договором между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) детей (воспитанников), настоящим Положением. 1.3. Общее руководство работой ПМПк возлагается на руководителя дошкольного образовательного учреждения. 1.4. ПМПк создается с целью обеспечения диагностико-коррекционного, психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) исходя из реальных возможностей дошкольного образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием здоровья детей. 2. Цели и задачи ПМПк 2.1. Целями деятельности ПМПк являются коллективная разработка и планирование системы комплексного сопровождения воспитанников в рамках дошкольного образовательного процесса. 2.2. Задачами ПМПк являются: - своевременное выявление и комплексное обследование детей, имеющих отклонения в адаптации, обучении и поведении; - профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок воспитанников; - выявление резервных возможностей развития детей; - определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи исходя из имеющихся в данном образовательном учреждении возможностей; - разработка программы коррекционных мероприятий с целью преодоления отклонений в развитии детей; - консультирование в ходе разрешения сложных или конфликтных педагогических ситуаций; - подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, диагностику его состояния; - организация взаимодействия педагогов и специалистов дошкольного учреждения, участвующих в деятельности ПМПк, формирование целостных представлений о причинах, характере, возможных трудностях ребенка. 3. Основные функции ПМПк 3.1. Проведение углубленной психолого-медико-педагогической диагностики ребенка на протяжении всего периода его нахождения в дошкольном образовательном учреждении. 3.2 Диагностика индивидуальных особенностей личности, программирование возможностей ее коррекции. 3.3. Обеспечение общей и индивидуальной коррекционно-развивающей направленности воспитательно-образовательного процесса. 3.4. Создание климата психологического комфорта для всех участников образовательного процесса.
4. Структура и организация деятельности ПМПк 4.1. ПМПк создается приказом руководителя дошкольного образовательного учреждения, назначается председатель (старший воспитатель). 4.2. В состав ПМПк входят: - старший воспитатель (председатель ПМПк); - педагог-психолог; - учитель-логопед; - учитель-дефектолог; - медицинский работник; - педагоги, работающие с детьми. Из их числа назначается заместитель председателя и секретарь. При отсутствии специалистов в образовательном учреждении они могут привлекаться к работе ПМПк на договорной основе. 4.3. Специалисты, включенные в состав ПМПк, выполняют работу в рамках основного рабочего времени, составляя индивидуальный план деятельности в соответствии с реальным запросом на обследование детей. Специалистам может быть установлена доплата за увеличение объема работ, размер которой определяется в соответствии с Законом РФ «Об образовании» руководителем образовательного учреждения. 4.4. Обследование ребенка специалистами ПМПк осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников образовательного учреждения с согласия родителей (законных представителей) на основании договора между образовательным учреждением и родителями воспитанников. Во всех случаях согласие на обследование и (или) коррекционную работу должно быть оформлено в письменном виде. 4.5. Обследование ребенка проводится каждым специалистом индивидуально с учетом реальной возрастной психофизиологической нагрузки на воспитанника. 4.6. При обсуждении на ПМПк должны быть представлены следующие документы: - педагогическое представление, в котором отражены проблемы, возникающие у педагога и (или) воспитателя, работающего с ребенком; - выписка из истории развития воспитанника; - представление педагога-психолога, учителя-логопеда, медицинского работника по установленной форме. 4.7. На основании полученных данных, их коллегиального обсуждения и анализа на заседании ПМПк составляются заключение и рекомендации по индивидуальной работе с ребенком. 4.8. Изменение условий получения дошкольного образования (в рамках возможностей, имеющихся в данном образовательном учреждении) осуществляется на основе заключения ПМПк и заявления родителей (законных представителей). 4.9. В январе, мае ПМПк анализирует результаты коррекционно-развивающего обучения каждого ребенка на основании динамического наблюдения и принимает решение о его дальнейшем обучении. 4.10. При возникновении трудностей диагностики, отсутствии в данном образовательном учреждении условий, адекватных индивидуальным особенностям ребенка, а также при необходимости углубленной диагностики и/или разрешения конфликтных или спорных вопросов специалисты ПМПк рекомендуют родителям (законным представителям) обращаться в муниципальную психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). 4.11. В ходе деятельности ПМПк оформляется следующая документация: 1. Приказ о создании ПМПк ДОУ 2. Договор о взаимодействии дошкольного ПМПк с ПМП комиссией (Приложение 11) 3. Договор о сотрудничестве ПМПк с родителями (Приложение 12) 4. План работы дошкольного ПМПк (Приложение 1) 5. Журнал регистрации детей на ПМПк, заключений и рекомендаций ПМПк, сведений о динамике развития воспитанников ДОУ (Приложение 3) 6. Протоколы заседаний ПМПк (Приложение 8) 7. Формы документации специалистов (Приложение 4-6) 8. Выписки из протоколов муниципальной ПМПК 9. Карты (папки) развития воспитанников 10.План индивидуальной коррекционно-развивающей работы (Индивидуальная программа развития воспитанника ДОУ) (Приложение 10) 11. Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность дошкольного ПМПк 12. Методические материалы по организации и созданию деятельности дошкольного ПМПк Формы документации специалистов для карты (папки) развития воспитанников 1. Заявление от родителей о согласии на обследование ребенка (Приложение 2) 2. Выписка из истории развития (Приложение 7) 3. Заключение (представление на ПМПк) психолога (Приложение 4) 4. Заключение (представление на ПМПк) логопеда (Приложение 5) 5. Педагогическая характеристика (Представление воспитателя на ПМПк) (Приложение 6) 6. Форма протокола заседания ПМПк (Приложение 8) 7. Коллегиальное заключение ПМПк (Приложение 9) 8. План индивидуальной коррекционно-развивающей работы (Индивидуальная программа развития воспитанника ДОУ) (Приложение 10) 5. Порядок подготовки и проведения ПМПк 5.1. ПМПк работает по плану, составленному на учебный год. Заседания консилиума подразделяются на плановые и внеплановые. 5.2. Плановые ПМПк проводятся не реже 1 раза в квартал: в кризисные периоды развития детей, на этапах их перехода с одной ступени образования на другую. 5.3. Деятельность планового консилиума ориентирована на решение следующих задач: - определение путей психолого-медико-педагогического сопровождения детей; - выработка согласованных решений по созданию оптимальных условий для развития и обучения детей; - динамическая оценка состояния ребенка, группы и коррекция ранее намеченной программы. 5.4. Внеплановые заседания ПМПк собираются по запросам специалистов, организующих коррекционно-развивающее обучение или внеурочную работу с конкретным ребенком, а также по запросам родителей (законных представителей) воспитанников. Поводом для внепланового ПМПк является отрицательная динамика обучения и развития ребенка. 5.5. Задачами внепланового ПМПк являются: - решение вопроса о принятии каких-либо необходимых экстренных мер по выявленным обстоятельствам; - изменение ранее проводимой коррекционно-развивающей программы в случае ее неэффективности. 5.6. Для повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с воспитанником решением ПМПк назначается ведущий специалист. 5.7. Решением консилиума ведущим специалистом назначается в первую очередь воспитатель группы, но может быть назначен и другой специалист, проводящий коррекционно-развивающее обучение. В функциональные обязанности ведущего специалиста входят индивидуальная коррекционно-развивающая работа с ребенком, а также отслеживание проведения комплексных диагностических обследований и коррекционных мероприятий и координация работы других специалистов. 5.8. Подготовка и проведение ПМПк: - Обсуждение ребенка на консилиуме планируется не позднее двух недель до даты его проведения. - Председатель ПМПк ставит в известность родителей (законных представителей) и специалистов консилиума о необходимости обсуждения проблемы, организует подготовку и проведение заседания ПМПк. - Ведущий специалист обсуждаемого ребенка по согласованию с председателем ПМПк составляет список специалистов, участвующих в консилиуме. - Специалисты, ведущие работу с ребенком, обязаны не позднее, чем за 3 дня до проведения ПМПк представить ведущему специалисту характеристику динамики развития ребенка за период, прошедший с момента последнего консилиума. - На ребенка, обсуждаемого на консилиуме, заводится карта (папка) развития воспитанника, содержащая рекомендации по организации индивидуального подхода к работе с ним. Карта хранится вместе с документацией ПМПк у председателя консилиума в месте, исключающем возможность ознакомления с ее содержанием посторонних лиц. 5.9. Порядок проведения ПМПк: - ПМПк проводится под руководством председателя консилиума, а в его отсутствие - заместителя председателя. - На заседании ПМПк ведущий специалист, а также все специалисты, участвовавшие в обследовании и/или коррекционной работе, представляют заключения на ребенка и рекомендации. Коллегиальное заключение ПМПк содержит обобщенную характеристику структуры нарушения развития ребенка (без указания диагноза) и программу специальной коррекционной помощи с рекомендациями специалистов. - Заключения специалистов, коллегиальное заключение ПМПк доводятся до сведения родителей (законных представителей) в доступной для понимания форме, предложенные рекомендации реализуются только с их согласия. - При направлении ребенка на ПМПК копия коллегиального заключения консилиума образовательного учреждения выдается родителям (законным представителям) на руки; копии заключений специалистов направляются только по почте или сопровождаются представителем ПМПк. В другие учреждения и организации заключения специалистов или коллегиальное заключение ПМПк могут направляться только по официальному запросу. - Протокол ПМПк оформляется секретарем консилиума не позднее чем через 3 дня после его проведения и подписывается председателем и всеми членами ПМПк. - Председатель и члены ПМПк несут персональную ответственность за конфиденциальность информации о ребенке, полученной в процессе работы консилиума. 6. Права и обязанности специалистов ПМПк 6.1. Специалисты ПМПк имеют право: - самостоятельно выбирать средства, оптимальные формы и методы работы с детьми и взрослыми, решать вопросы приоритетных направлений своей деятельности; - обращаться к педагогическим работникам, администрации ДОУ, родителям (законным представителям) воспитанников для координации коррекционно-развивающей работы с детьми; проводить в образовательном учреждении индивидуальные и групповые обследования (медицинские, логопедические, психологические); - требовать от администрации дошкольного учреждения создания условий, необходимых для успешного выполнения своих профессиональных обязанностей, обеспечения инструктивной и методической документацией; - получать от заведующего дошкольным учреждением сведения информативно-правового и организационного характера, знакомиться с соответствующими документами; - обращаться за консультацией в образовательные, медицинские, специальные (коррекционные) учреждения, привлекать к работе ПМПк специалистов муниципальной психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК); - вести просветительскую деятельность по пропаганде психолого-медико-педагогических знаний; обобщать и распространять опыт своей работы, выпускать буклеты, методические разработки, рекомендации и т. д. 6.2. Специалисты ПМПк обязаны: - рассматривать вопросы и принимать решения строго в рамках своей профессиональной компетенции; - в решении вопросов исходить из интересов ребенка, задач его обучения, воспитания и развития, работать в соответствии с профессионально-этическими нормами, обеспечивая полную конфиденциальность получаемой информации; - принимать решения и вести работу в формах, исключающих возможность нанесения вреда здоровью (в т. ч. психическому), чести и достоинству воспитанников, их родителей (законных представителей), педагогических работников; - оказывать помощь администрации, педагогическому коллективу дошкольного учреждения, всем участникам образовательного процесса в решении проблем, связанных с обеспечением полноценного психического развития, эмоционально-волевой сферы детей и индивидуального подхода к ребенку; - участвовать в управлении коллективом, содействовать созданию благоприятного психологического климата в дошкольном учреждении, разрабатывать индивидуальные программы коррекционно-развивающей работы с детьми; - осуществлять профилактику физических, интеллектуальных и психических нагрузок, эмоциональных срывов, организовывать лечебно-оздоровительные мероприятия; - готовить подробное заключение о состоянии развития и здоровья воспитанников для представления на муниципальную психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). 7. Ответственность специалистов ПМПк Специалисты ПМПк несут ответственность: - за адекватность используемых диагностических и коррекционных методов работы; - обоснованность рекомендаций; - конфиденциальность полученной при обследовании информации; - соблюдение прав и свобод личности ребенка; ведение документации и ее сохранность.
| |
|
Всего комментариев: 0 | |