Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Включить версию для слабовидящих
Воскресенье, 19.08.2018, 12:33
Приветствую Вас, Гость
Главная » 2018 » Июль » 28 » НОД по ФЭМП в старшей группе. Тема: «Счёт до пяти. Число и цифра 5».
18:38
НОД по ФЭМП в старшей группе. Тема: «Счёт до пяти. Число и цифра 5».

Разработала воспитатель Плюсенко М.А.

Цель:
1. Сформировать представление о числе и цифре 5, умение считать до пяти, соотносить цифру 5 с количеством;
2. Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода), закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»;
3. Закрепить счётные умения, умение выделять, называть и сравнивать свойства предметов, умение сравнивать и уравнивать группы предметов по количеству;
4. Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, память, речь, логическое мышление, фантазию, воображение, творческие способности, сформировать опыт самоконтроля.
Материалы к занятию:
Демонстрационный: игрушечные; козочка и лисёнок, изображение моркови и яблок с изображением 2, 3, 4, 5, предметов; карточки с цифрами 1 – 7.
Раздаточный: по 5 прямоугольников оранжевого цвета и кругов красного цвета, карточки с цифрой 4 по одной на каждого.
Ход занятия:
1.Введение в игровую ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
-Ребята, вы были в зоопарке?
-Дети говорят: да.
-Каких зверей вы видели?
-Дети перечисляют.
-Посетителям можно кормить зверей.
-Дети отвечают: нет.
-С разрешением служителей зоопарка мы покормим зверей.
-На чём можно добраться до зоопарка?
Дети предлагают различные средства передвижения. Выбирается маршрутное такси.
2. Актуализация знаний.
Игра «Билет на маршрутное такси».
1. Актуализировать представления о числе 4 и о понятии «столько же»;
2. Закрепить умение считать в пределах четырёх, различать левую и правую сторону,
3. Тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, речь, развивать опыт самоконтроля.
- Что нужно сделать прежде, чем сядем в маршрутное такси? (Купить билет.)
- Где покупают билеты? (В кассе.)
- Как называется человек, который продаёт билеты? (Кассир)
- Сколько билетов нужно купить , если вы хотите поехать все вместе? (Столько же, сколько и детей.)
Дети подходят к столу – кассе, на котором находятся карточки – билеты с нарисованными на них предметами. Карточек, на которых нарисовано 4 предметов, столько же, сколько детей. Также имеются карточки с 2, 3, 4, 5 предметами. Карточки лежат в перемешку.
Воспитатель говорит, что билетом на маршрутное такси будет служить карточка, на которой нарисовано 4 предмета. Дети самостоятельно «покупают билеты». Воспитатель – контролёр проверяет билеты около маршрутного такси.
Если билет куплен правильно, то контролёр просит сказать , в каком количестве нарисовано на билете. Ответ должен звучать так:
«У меня нарисовано 4 яблока.
Контролёр забирает билет.
Если на карточке, которую выбрал ребёнок, не 4 предмета, то воспитатель просит ребёнка – пассажира пересчитать предметы. В этом случае ребёнок видит свою ошибку при счёте, относит карточку на стол и выбирает ту, на которой 4 предмета.
Все пассажиры на местах, билеты проверены – можно ехать.
- Посмотрите на право (налево). Дети поворачивают головы направо (налево). Приехали в зоопарк.
Физминутка
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка, головою 2 кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
3. Затруднение игровой ситуации.
Игра «Угостим зверушек».
Дидактические задачи:
1. Создать мотивационную ситуацию для введения числа 5, счёта до пяти;
2. Сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;
3. Тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать речь, логическое мышление.
Дети садятся за столы. На середине каждого стола вперемешку лежат оранжевые прямоугольники, и красные круги по 6 на каждого ребёнка.
- Мы пришли в зоопарк. На какой овощ и фрукт похож оранжевые прямоугольники и красные круги?
Выслушиваются все ответы детей, после чего воспитатель показывает изображение морковки и яблока.
Козлёнка нужно угостить 4 морковками.
Дети отсчитывают 4 оранжевых прямоугольника и кладут перед собой.
Лисёнок попросил столько же яблок.
Дети под оранжевыми прямоугольниками выкладывают красные круги.- Сколько яблок вы выложили? (Четыре).
- Почему выложили 4 красных круга? (Потому что каждая морковь имеет пару – яблок; либо: морковки 4 ,яблок – тоже 4, а 4 и 4 – поровну).
Вдруг козлёнок захотел ещё одну морковку. Дети берут один оранжевый прямоугольник и кладут его рядом с остальными.
- Сколько теперь морковок?
Дети хором считают, дотрагиваясь пальчиком до каждой морковки: один, два, три, четыре…. После этого некоторые дети могут сбиться, так как еще не знают счёта до 5. Возникает затруднение – как правильно сосчитать дальше?
- Смогли ли вы сосчитать морковок? (Нет).
- Почему не смогли? (Потому что не знаем, как считать дальше).
4. Открытие нового знания.
Игра «Угостим зверушек» (продолжение).
1. Закрепить представления детей об образовании последующего числа из предыдущего, сформировать представление о числе 5, умение считать до 5.
2. Сформировать опыт самостоятельного целеполагания и открытия, эмоционального переживания радости открытия;
3. Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать речь, логическое мышление, инициативность, творческие способности.
- Что же нужно сделать, чтобы узнать количество морковок? (Надо узнать, как считать дальше).
- Кто знает, какое число следует при счёте за числом 4?
Воспитатель заинтересованно выслушивает версии всех детей, создавая атмосферу доброжелательности, поиска. Многие дети уже умеют считать до 5, поэтому называют число 5. Воспитатель хвалит детей.
- Молодцы! Вы нам очень помогли!
Теперь все посчитайте до 5. Дети считают хором: одна морковь, две, три, четыре, пять.
Если же никто из детей не ответит, можно актуализировать с ними способ действий в ситуации, когда надо что-то узнать – «спросить у того, кто знает». Затем должны обратиться с вопросом к воспитателю, который рассказывает им, что при счёте за числом 4 идёт число 5.
Воспитатель подводит итог: при счёте после 4 идёт 5.
- Как получилось 5 морковок? (Было четыре, добавили ещё одну, и получилось 5.)
-Чего теперь больше? (Больше морковок)
- Как сделать поровну?
Дети должны дать два варианта уравнения: либо убрать одну морковку, либо добавить одно яблоко. Воспитатель предлагает добавить.
- Сколько теперь морковок и яблок?
Делается вывод: 5 и 5– поровну.
5. Затруднение в игровой ситуации.
Игра «Приглашение в цирк»
Дидактические задачи:
1. Создать мотивационную ситуацию для введения новой цифры 5.
2. Сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.
3. Тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать речь, логическое мышление.
Воспитатель кладёт на стол карточки с цифрами 1, 2, 3, 4, 5, 7 и карточки с цифрой 5 по количеству детей.
Воспитатель говорит детям, что зверушки хотят пригласить нас в цирк, дать пригласительные билеты, но забыли, как пишется цифра 5, чтобы написать место на билете. Выберите на столе карточку, показать зверушкам место 5. Возникает затруднение, так как многие дети не знают, как пишется цифра 5.
Детям предоставляется самостоятельность. Если никто из детей не сможет правильно выбрать карточку с цифрой 5, воспитатель задаёт детям вопросы:
- Сумели вы выбрать карточку с нужной цифрой? (Нет.)
- Почему не сумели? (Потому что не знаем, как записывается число 5.)
6. Преодоление затруднения.
Игра «Приглашение в цирк» (продолжение).
Дидактические задачи:
1. Познакомить детей с цифрой 5, сформировать у них умение распознавать цифру 5 среди других цифр и соотносить её с количеством.
2. Закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает».
3. Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать речь.
- Что нужно сделать, если чего –то не знаешь и очень хочешь узнать? (Надо спросить у кого – либо).
После вопроса детей воспитатель показывает им карточку, на которой написана цифра 5.
Воспитатель делает вывод: число 5 записывается с помощью цифры 5.
Дети выбирают нужные карточки на столе и показывают зверушкам.
7. Включение нового знания в систему знаний.
Игра «Поход на рынок».
Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, развивать фантазию, воображение.
Воспитатель предлагает детям представить, что они пошли в магазин за покупками: моркови и яблок. Дети ходят по группе, изображая покупку. Хотите отнести домой?
После ответов детей воспитатель рассказывает, что у детей нет с собой сумки.
- Как вы донесёте морковь и яблоки? (В ладошке).
Игра « Вкусные яблоки и морковь»
Дидактические задачи: закрепить умение соотносить цифру с количеством предметов, считать по названному числу, развивать речь.
Дети садятся за столы, и воспитатель предлагает им съесть вот столько (1) морковь. Дети должны взять в руку один оранжевый прямоугольник.
- Съешьте вот столько (5) морковок.
- Почему вы не можете выполнить просьбу? (Потому, что морковок осталось 4 , а нужно 5.
- Съешьте вот столько (5) яблок.
Дети берут 5 яблок, пересчитывая их по одной.
- Сколько морковок у вас осталось? (4).
8. Итог занятия.
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.
Дети собираются около воспитателя.
- Где сегодня были?
- Что интересного сделали?
Воспитатель хвалит детей и говорит, о том, что они сделали доброе дело, покормили зверушек и помогли написать место на билете, потому что научились считать до пяти и узнали, как записывается это число.




 

Просмотров: 11 | Добавил: Леля | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0